Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№32–36 (2014)
Часто, теряя время и силы, человек не принимает никакого решения. Классический пример: юноша не знает, что ему избрать – монашество или брак. И до 30 лет, до 40, а кто-то даже до 50 лет все выбирает, что ему надо (ну, может быть, я немножко иронизирую, может, это крайний случай). Святые отцы говорят: «или в юности женись, или в юности постригись». То есть прими какое-то решение и возложи все упование на Бога. Точно так же в Исповеди. Готовясь к Исповеди, некоторые очень скрупулезно проводят подробнейший, я прошу прощения, почти психиатрический, психоанализ своей души. А чувства раскаяния, боли сердечной за те или иные поступки нет. И вот он приносит 20–30 страниц мелкого убористого текста…Пока он все это прочитает… Священнику же с первых слов понятно, что это совершенно не Исповедь, а просто психиатрический, клинический психоанализ. Поэтому, чтобы стяжать добрые помыслы, надо больше упования возлагать на Бога.
А как обрести и взрастить добрые помыслы в месте, где творится зло, несправедливость, в такой обстановке?
Войны, в частности, да? Да, вы коснулись сейчас очень глубокой богословской проблемы. Это очень глубинная проблема, что Бог всеведущ, всемогущ и в то же время попускает существование зла. Здесь надо помнить, что все, что совершается в этом мире и во всей вселенной, все совершается по воле Божией или по попущению. Все, что есть светлое, доброе, благородное, светлое, все, что делается с любовью, со смирением – все это по воле Божией. Все, что делается негативного, злого, с пролитием крови, со скорбью, со слезами, все это происходит по попущению Бога. Господь всемогущ, Его благодатная энергия охватывает весь тварный мир.
Для Бога нет вчера, завтра и сегодня, Господь пребывает в вечности. И поэтому, если Господь что-то попускает, то неправильно задавать вопрос «За что?», а правильно задать вопрос «Для чего?». Для какой цели Господь может дозированно попускать зло? Например, старец Паисий Святогорец очень мудро говорит, что «Наш Любящий Небесный Отец (я цитирую его слова) никогда не попускает какое бы то ни был зло для своего возлюбленного творения – для человека, если из этого зла не будут благие последствия». То есть у Бога все на тончайших весах взвешено, Господь знает, для чего вдруг отдельному человеку или обществу людей попускается какое-то зло, испытание, страдание, через которое надо пройти. Бог это знает. Мы, в силу своей тварной ограниченности, а наипаче греховности, этого Промысла Божия не можем познать. Мы видим зло и задаем вопрос: «За что?» или «Почему?», или «За что мне вот это?», «Что я такое сделал?». А только Господь знает, почему это происходит. Поэтому пристанище для нас – крепкая вера, упование на Всеблагого Промысла Божия. Господь одновременно не лишает человека свободы, чтоб не делать его роботом, запрограммированным на добро. Есть свобода, и Господь попускает этой свободе действовать.
Но эту свободу как всемогущий Творец ограничивает. Старец Фаддей (Штрабулович) Витовницкий говорит, и очень мудро говорит, что если бы на земле происходило все, что хотят люди творить, на земле был бы уже ад. Вообще Земли бы не существовало, если бы Господь полностью предоставил людям абсолютную свободу делать все, что они хотят. Но Господь ограничивает зло, поэтому надо все упование возложить на Бога.
Отец Димитрий, а как сохранить благие помыслы, допустим, в ситуации, когда у человека просят помощи, он помогает, и те люди, которым оказывается эта помощь, не благодарят, а, как говорится, садятся на шею и снова обращаются без благодарности?
Спаси Господи, этот вопрос очень актуальный в наше время. Я сам с такой дилеммой сталкивался не раз. По некоторым случаям до сих пор душевное страдание, когда сталкиваешься с людьми, которые якобы нуждаются в помощи, и ты объективно видишь, что они в помощи нуждаются. Но, удивительное дело, они просят только денег, а хочется человеку помочь комплексно – как разумно свободному существу, как образу Божию.
Если речь идет, допустим, о многодетной семье, то хочется им помочь в первую очередь, как священник, как христианин. Допустим, может быть, вам надо освятить дом, покрестить деток, или связаться с органами социального служения? Давайте мы вам поможем собрать документы, чтобы государство помогло. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-23-iyunya-2014g
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.