Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (789) → Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Церковь Христова торжествует о правде

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Церковь Христова торжествует о правде

№36 (789) / 29 сентября ‘14

Архипастырь

Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с великим праздником, праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи!

Церковь Христова сегодня торжествует о правде, которую Господь явил нам через жизнь и пророческое служение святого Крестителя Господня Иоанна. Я хотел бы обратить ваше внимание на лицо, о котором обычно мало говорят и которое вместе с тем очень важно в Евангельском повествовании и в истории народа иудейского. Это царь Ирод, который обезглавил Иоанна Крестителя, но оправдал Христа. Помните, Пилат посылал к нему Спасителя, и Ирод одел Его в светлые одежды в знак того, что он не находит в нем вины? Но вместе с тем, этот человек опасен в духовном плане. И эту опасность Христос подчеркнул, когда сказал своим ученикам: берегитесь закваски фарисейской, саддукейской и иродовой. Что такое закваска? Это учение, философия. Это состояние души и ума. Это то, что делает человека тем, кем он является. Если мы возьмем фарисеев, то это были ревнители Закона. Но Христос отвергает их. Почему? Потому что Он много раз говорил: «Вы исполняете только внешнее, а внутри вы как гробы – исполнены всякого нечестия, всякого зловония. Потому что все у вас показное». И Христос восставал против этого лицемерия. Саддукеев Он осуждал, потому что они были материалистами, не верили в бессмертие души, не верили в воскресение мертвых, а также не признавали ангелов и нечистых духов. Они по существу верили в Бога, но довольно странно, бездушно. А такая вера очень быстро переходит в атеизм. И это было во времена Христа. Почему же Ирода Христос приравнял и к саддукеям, и к фарисеям? Ведь по сути, если посмотреть на него, он был неплохим человеком. Он старался не делать зла, стремился выходить мирно, посредством компромиссов из любых сложных ситуаций. Но случилось с ним такое несчастье – его соблазнила жена двоюродного брата Филиппа, который тоже был царем. И Ирод не проявил никакого характера и стал с ней жить. А Иоанн Креститель ему говорил: «Соблазн вносишь ты в сердца своих людей и подчиненных. Оставь ее, и все у тебя будет хорошо». Но у него не хватало силы воли. А Иродиаде, его сожительнице, так жить было очень удобно, она страшно боялась потерять свое место, что ее прогонят. Она была подобна страусу, прячущему голову в песок. Она считала, что все проблемы из-за Иоанна Крестителя. Нужно его просто убрать с арены, и тогда все будет хорошо и замечательно. И с этим вопросом она обращается к Ироду. А он по своей душе все же был неплохим человеком: слушал проповеди Иоанна Крестителя, приглашал его и даже умилялся от его речей. Хотя внутри у него ничего не менялось, но слушать слова Пророка он любил. Но и Иродиада не оставляет его в покое: «Пророк обличает нас, не дает нормально жить, что же с этим делать?» И Ирод пытается найти компромисс: он отдает распоряжение, чтобы Иоанна Крестителя арестовали и поместили в тюрьму. Иродиада успокоилась, потому что нет больше внешнего раздражителя. Но продолжала опасаться, что Ирод снова его отпустит. Потому что когда Иоанн Креститель был уже в тюрьме, Ирод приглашал его и слушал его. И многое переделал так, как советовал ему Иоанн Креститель.

И вот наступило пиршество – день рождения Ирода. Дочь Иродиады Саломия плясала, все были в восторге. Это были соблазнительные восточные танцы. Сердце Ирода, умягченное вином, растаяло. И он решил показать великодушие. Перед всеми гостями он торжественно клянется: «До полцарства тебе отдам. Проси, что хочешь». И она побежала к матери, и та доказала, что источником всех бед является Иоанн Креститель: «Иди сейчас же и проси голову Иоанна Крестителя на блюде. И тогда у нас с тобой наступит счастье» – говорит она. Почему сейчас и на блюде? Потому что – это Восток, и мы часто не понимаем их менталитета. Но на Востоке все просто: утром проснулся, немного поразмыслил и решил: «А я не буду так делать, я передумал!» И она не стала ждать утра, потому что понимала, что Ирод протрезвеет, гости разъедутся, и оставшись наедине сам с собой, он пожалеет Иоанна Крестителя и оставит его в живых. И она требовала, чтобы эта просьба была выполнена сразу, моментально.

И что произошло? Саломия объявила волю матери. Ирод опечалился и не знал, что ему делать. Он стал решать в себе: «А что делать? Слово же дано». И это слово перевесило. Друзья рядом сидят. Они же перестанут его уважать! И он сказал: «Хорошо. Принесите сейчас же голову Иоанна Крестителя». И ему тут же принесли ее.

Так случилась эта трагедия. А потом через некоторое время, через полтора года, едва он слышит, что появился в Иерусалиме большой чудотворец, который совершает великие чудеса и учит, как Иоанн Креститель, ему приходит в голову мысль: «Это воскрес Иоанн Креститель, которого я обезглавил». Он снова ищет компромиссы, надеется, что Бог его помилует за все. Вот, Он даже воскресил Иоанна Крестителя. И совесть у него опять спокойна. Он ищет встречи со Спасителем. И встреча эта состоялась. Состоялась, когда Христа предали все, и был суд и в Синедрионе, и у Пилата. И Пилат искал поддержки, чтобы отпустить Христа. И поэтому, когда он узнал, что Ирод прибыл на праздник Пасхи в Иерусалим – а Евангелие нам повествует, что Пилат и Ирод имели какой-то конфликт между собой, – то в знак примирения он посылает Христа на допрос к Ироду. Мы знаем, что Христос не ответил ни на один его вопрос. Но Ирод Его не осудил, а одел Его в светлую одежду и с почетом отправил Его к Пилату. После этого он примирился с Пилатом, они стали друзьями. Но он не вступился по-настоящему за Христа. Ирод, казалось бы, сделал свое дело – вот, я не нахожу в Нем никакой вины. Ну а что ты будешь с Ним делать – это твое дело. Я тебе сказал, что Он не виновен, а ты поступай, как знаешь. Мы знаем, чем это кончилось.

А что же потом происходит с Иродом? Вот посмотрите: человек, который жил с женой своего брата, обезглавил Иоанна Крестителя, нечестно поступил с Христом. И небо молчало, земля не разверзлась. Он жил, и его слава как человека компромисса шла впереди него. И уже в Деяниях апостольских мы находим описание его смерти. Однажды собралось великое собрание и Ирод стал говорить. Народ стал рукоплескать ему, кричать: «Это слова Бога!» И что произошло? Ирод упал замертво и был съеден тут же червями, превратившись в ничто. И апостол Лука добавляет: «Это с ним произошло, потому что он, открывая это собрание, не поблагодарил Бога и не воздал Ему хвалы».

И вот эта закваска Иродова – это то состояние души, в котором часто пребываем и мы с вами. И эта закваска привела Ирода к трагедии. Он возомнил себя Богом, потому что люди, которые вокруг него стояли, кричали: «Это слова не человека, а Бога!» И за это богохульство, за отсутствие смирения и почтения к Богу, Господь его покарал. Потому что, если бы он начал свои слова, воздав Богу истинному славу и вспомнил бы о своем личном недостоинстве, то этой трагедии не случилось бы.

И этот образ Ирода через тысячелетия словно обращается к нам и говорит: «Берегитесь закваски иродовой!» А она очень часто живет в нас. И мы все время хитрим и ищем компромиссов там, где нужно встать за правду, там, где нужно сказать решительное «нет» греху. Там, где нужно прямо сказать: «Дорогой брат или сестра! Это путь греха!» А мы все говорим: наверное, Бог все видит, а мы-то при чем? Мы-то кто такие есть? Но нужно помнить, что Христос принес нам свободу личности. Что получив эту свободу, мы становимся ответственными за то, что происходит вокруг нас. И мы восприняли в таинстве Крещения благодатные дары Божии и дали Богу слово через наших крестных отцов и матерей, что будем стоять за эту правду даже до смерти. Так давайте стоять! Время сейчас такое – время закваски иродовой. Когда мы видим, что люди, стояще на высшей ступени государственной власти, часто живут по лжи. Которые возводят ложь в ранг обыденного явления жизни, а грех – часто воспевают, едва ли не как геройство. И человеческое общество проглатывает эту наживку, человек говорит в себе: «Я как-нибудь пережду в сторонке, как-нибудь я с этим справлюсь, найду какой-то компромисс в своей душе и примирюсь с этим, но не буду против этого выступать, потому что я маленький человек и ничего не могу с этим сделать». Но если каждый из нас не будет жить с этой иродовой закваской и скажет себе: никаких компромиссов с грехом и такими образами жизни, которые непримиримы для меня, я буду образцом христианской святости – то тогда мы имеем надежду на то, что Господь благословит нас, и мы будем жить. А иначе все внезапно кончится. Так, как это случилось с Иродом. И достижения человечества будут великими. И люди будут кричать нам: «Зачем нам Бог – вот Антихрист, он и есть наш спаситель»! И в этот момент придет Христос и будет нас судить, и никто этого Суда не избежит.

Я желаю, чтобы помощь Иоанна Крестителя – великого Пророка и правдолюбца, всегда была бы с нами. Чтобы на его жизненном примере мы с вами вдохновлялись и задумывались бы над каждым словом Евангелия, над каждой Евангельской историей, которая очень поучительна для нас. Потому что ее нам приводит Сам Христос. Храни вас Господь!

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс