Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (788) → А. М. Шилов: По зову души

А. М. Шилов: По зову души

№35 (788) / 22 сентября ‘14

Верую

Продолжение. Начало в №№33–34 (2014)

Скажите, образы монахинь чем отличались для Вас как для художника от всего остального мира? Что Вы в них выделяли?

Кого бы я не писал, моя задача – выразить внутренний мир человека, его характер, я уже говорил об этом.

А как Вам это удается?

Художник должен быть с оголенным нервом, и он должен мизинцем, спиной чувствовать душу человека, которого собирается писать. Если он не чувствует этого, он не напишет портрета, который войдет в наше сердце, заставит зрителя остановиться у картины.

Поэтому я и говорю, что художник должен быть с оголенным нервом и, по возможности, конечно, психологом, без этого невозможно. И он должен при абсолютном сходстве, я уже это говорил, передать внутренний мир того человека, которого он пишет. Когда я пишу, я не думаю, какая профессия у этого человека.

Чем они отличаются? Люди везде люди: за стеной ли монастырской, или в миру. Есть ведь монахини в миру. У меня, например, есть портрет «Монахиня в миру». Духовная мать митрополита Мефодия, матушка Макария. Она была стенографисткой по образованию и монахиня, как и ее мама, была в миру, занималась перепиской Одесского митрополита с другими монастырями. Это особая милость и доверие иерархов Церкви, которые дают личные указания, чтобы можно было быть монахиней в миру. Так надо быть уверенными в этой женщине, которая согласилась стать монахиней в миру! Это даже большее испытание, чем за монастырской стеной.

В какие годы Вы начали создавать эти образы Православия? В 80-е, в 90-е годы?

В 80-е года, еще при Советской власти написал.

Не было нареканий на этот счет?

Никогда никаких. Более того, на Всесоюзной выставке, помню, выставил портрет, с великим удовольствием писал, умнейшего митрополита, он жив, к счастью, Филарета. Он до недавнего времени был экзархом Белоруссии, но сейчас по плохому самочувствию физическому ушел на пенсию. Хочу сказать, что такие люди, как он, духовные, не уходят на пенсию, у них душа предана Богу, пути раз и навсегда избранному. С ним общаться было величайшее удовольствие. Его портрет я написал в 1987 году. Он ко мне приезжал в 8 утра, всегда живой и энергичный. Ум четкий, роскошная память. Он из музыкальной семьи, очень образованный, его отец был профессором Московской консерватории, виолончелист. Я, когда ездил в течение последних пяти лет в Беларусь по приглашению президента Лукашенко с персональной выставкой, привозил туда портрет митрополита. Он всегда был сам на открытии. Когда последний раз приезжал, белорусские власти просили меня написать его второй портрет, чтобы этот портрет остался в Белоруссии. Может быть, так и состоится – по крайней мере, я этого очень хочу; все зависит от здоровья митрополита Филарета, а я готов, с удовольствием буду его писать.

В 80-е годы, очень хорошо помню, я училась тогда в Московском университете, у нас на Пасху обязательно устраивали дискотеку, чтобы студенты не пошли в в церковь. Вся страна жила так, а Вам позволяли писать эти портреты? Это что? Что позволено Юпитеру, то не позволено быку?

Более того, была Всесоюзная выставка, посвященная какому-то юбилею советской власти, и я выставлял этот портрет на этой выставке в Манеже. Никакого не было сопротивления.

А были ли отзывы от партийных властей на предмет галереи, православных образов – митрополитов, священников, послушниц, послушников, которую Вы стали создавать?

Мне никогда никто никаких упреков не делал. Даю слово. Никогда.

А Вы как это объясняете?

Не знаю. Я, во-первых, сам всю жизнь был беспартийным. Самое мое высокое звание в партийной иерархии – пионер. Я даже комсомольцем никогда не был, не говоря уже о партии. Моя партия – моя совесть.

А может быть, причина в том, что тогда картины Вы еще не подарили государству, они просто еще не появлялись на выставках?

На выставках они были. На выставки приезжали, помню, и Горбачев, и Лигачев, и кто только не приезжал.

При Горбачеве уже многое что было позволено...

И до Горбачева я делал выставки, где выставлял портреты религиозных служителей, и мне никогда никто ничего не говорил. Может быть, если я был бы партийный, то мог бы услышать какие-то нарекания или намеки на них, а так даже близко мне никто ничего не говорил.

Вы ведь параллельно писали портреты людей обычных.

Самых разных.

Вашей кисти принадлежит портрет Гагарина...

Я ездил по деревням, писал брошенных старух, стариков. Казалось бы, это немой укор советской власти, ведь эти люди отдали свою единственную жизнь, свое здоровье, жили, можно сказать, как в трудовых лагерях, работая за трудодни. Я их писал одинокими, в какой-нибудь избе, на какой-нибудь старой кровати и так далее. Никаких упреков не было никогда. Наоборот, портреты стариков, брошенных детьми и государством, находили всегда положительный отклик в сердцах тех, кто приходил на мои выставки. Помню, приходили самые высокие люди, не только Горбачев, и говорили: «Продолжай писать этих людей, это наша боль».

Тогда, на юбилейной выставке в Манеже, которую принимал второй человек в государстве после Горбачева, прежде чем разрешили открыть ее, Лигачев, – я выставил портрет пулеметчика. Шорин Петр Павлович в 19 лет потерял обе ноги. Передвигался на дощечке, на ней четыре подшипника, и палками он отталкивался. Такие инвалиды после войны по электричкам просили милостыню. Я его написал у подъезда, назвал эту картину «В День Победы». Это жуткий укор местным властям был в то время. Герой войны, который потерял в 19 лет ноги, но не спился, а еще на «Москабеле» 40 лет отработал. Его жена тоже была инвалидом, они вырастили вместе сына. Главное безобразие и жестокость местных властей заключалось в том, что он жил в хрущевке, на пятом этаже, без лифта, и на руках подтягивался, поднимаясь на пятый этаж. В галерее у меня эта картина выставлена, и я ее выставлял при советской власти. Ни от кого никакого укора не было мне. Не знаю, почему. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/veruyu-moskva-vypusk-ot-6-aprelya

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс