Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (786) → Блаженный Феодорит Кирский. «Десять слов о Промысле»: Бог заботится о мире ко благу и спасению человека

Блаженный Феодорит Кирский. «Десять слов о Промысле»: Бог заботится о мире ко благу и спасению человека

№33 (786) / 8 сентября ‘14

Книжная полка

Блаженный Феодорит Кирский говорил: «Проповедывать почетнее, нежели крестить, потому что крестить удобно всем, сподобившимся священства, а проповедывать – дело немногих, принявших дарование от Бога». Очевидно, что Кирский пастырь считал проповедничество столько естественным, сколько и необходимым для всякого пастыря. Литературную силу проповедей блж. Феодорита «в ее высшей форме» демонстрируют «Десять Слов о Промысле», содержащие раскрытие и защиту христианского учения о Промысле Божием, написанные им примерно в 430 годах.

О жизни и трудах богослова, экзегета и церковного историка блаженного Феодорита, епископа Кирского, на русском языке не так много работ, но они весьма глубоки и обстоятельны. Его жизнь была насыщена событиями, нередко довольно острыми и драматическими. Блаженный отец родился около 393 г. в знатной христианской семье в Антиохии. Он был, что называется, вымолен у Бога своими родителями, долго не имевшими детей и обращавшимися за молитвенной помощью к известным святым подвижникам, жившим в окрестностях Антиохии. Поэтому мальчик и получил имя «Феодорит» – «дарованный Богом». По оценке профессора Н.Н. Глубоковского, «нет ни одной области знания, которая осталась бы не ведомой Феодориту. Философия, история, астрономия, медицина, геометрия: все эти и другие науки были достоянием ума ученого епископа». Относительно же богословского образования, как замечает А.И. Сидоров, «не менее (если не более) вероятно предположение, что христианскую науку юный Феодорит освоил самостоятельно путем усердного чтения Священного Писания и творений святых отцов». Как можно предположить, Феодорит так и усвоил экзегетические и богословские принципы антиохийской богословской традиции, которые воплощал в жизнь в своих многочисленных творениях. Возгоревшись желанием угождать Богу в иноческом образе, Феодорит поселился в монастыре Никерт, который находился в Сирии, недалеко от Апамеи.

Однако в 423 г. в возрасте около 30 лет, уступив настояниям церковного руководства, принял архиерейский сан и стал епископом небольшого города Кир на востоке от Антиохии. Здесь он отдавал все свои силы на служение местной церкви и населению – был не только руководителем паствы в вопросах духовных, но много потрудился для устройства внешнего – материального благополучия города. От этих архипастырских забот его оторвали события, сначала связанные с деятельностью Нестория, патриарха Константинопольского, а следом и с монофизитством. О годах жизни престарелого епископа историки не имеют практически никаких сведений, и можно лишь предположить, что он вернулся на Кирскую кафедру и закончил свои дни в служении Богу и народу Божию. Кончина его приходится, по разным предположениям, на 457 – 466 годы.

По словам одного из исследователей произведение «Десять Слов о Промысле» представляет собой один из самых лучших примеров красноречия и стиля Феодорита. Адресованные к образованной антиохийской аудитории, первые пять Слов доказывают Промысл из природного, а остальные пять – из нравственного и общественного порядка, вершиной чего является Воплощение Спасителя как наилучшее и наиболее сильное. Идея Промысла, конечно же, проходит красной нитью через Ветхий Завет, в особенности присутствует в ряде псалмов, представляющих собой гимн Промыслу, в Книге Премудрости Соломона. Учение о Промысле Божием есть и в Новом Завете.

Блж. Феодорит вслед за свт. Василием Великим стремится пробудить наблюдательность читателя, преподать ему нравственные уроки из жизни неразумных существ – показать их совместную гармоничную жизнь, взаимопомощь, трудолюбие, неприязнь к безделью и т.п.; епископ Кирский касается проблем социальной несправедливости и ее соотношения с Промыслом Божиим. Главной святой отец объявляет добродетель, он воспроизводит известное античное и святоотеческое учение о добродетели и четырех главных («родовых») добродетелях: благоразумии, целомудрии, мужестве и справедливости. И выясняется, что бедность оказывается хранительницей и воспитательницей добродетели в большей степени, чем достаток и богатство, помогает сохранить здоровье: «Скудость, по слову мудрейшего из врачей, мать здоровья; труды и телесные упражнения, по слову того же учителя, содейственники здоровья».

По словам издателей, это произведение известного представителя христианской Антиохийской школы V века блаженного Феодорита Кирского носит апологетический характер. Блаженный отец обосновывает и защищает церковное учение о том, что Бог не только сотворил этот мир, но и управляет им, заботится о нем ко благу и спасению человека. Свои доводы он основывает на Божественном Откровении Священного Писания, на рассмотрении устройства мира: небесных тел и земной природы, человека и его места в мироздании, общества. Учение о Промысле Божием блж. Феодорит тесно увязывает с домостроительством спасения и Боговоплощением.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс