Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Президент предлагает не только восстановить взорванные монастыри, но и открыть храм в Спасской башне, и снять все ограничения для прохода людей на территорию Кремля. И это тоже важный момент, который нельзя упускать. Православная вера – это не тайное знание посвященных адептов, вершащих судьбы мира за закрытыми дверями. Вера во Христа, наоборот, делает людей братьями, объединенными нравственной любовью и святостью духовных идеалов, которые они воплощают в своей жизни. Русская народная соборность – это высшая форма общественных отношений религиозно равных людей. Где я, там и тебе место, ибо ты – брат мой. Это вам не борьба с мигалками.
Территория Кремля – эта святая святых кремлевских небожителей, вдруг станет открытой для бабушки из Ясенево, которая сможет спокойно прийти со своим внуком в главное место российского государства и поставить там свечку Богу. Кремль станет подлинно народным местом, где этот народ сможет исповедовать истинную Православную веру. Кремль возвратит себе духовное, идеологическое значение центра Российского государства. Это называется восстановлением исторической справедливости. И, как следствие, – возвращение этой самой справедливости в дела государственные. Возвращение России на путь исторической преемственности Российской империи. А иначе – зачем все это?
Еще с начала XVI века, с обращения старца Спасо-Елизарова монастыря игумена Филофея к царю Василию III о России как преемнице великой Византии, православной империи, Третьем Риме, эта идея стала последовательно воплощаться на практике.
Русские цари, цари, а не князья, которые остались в прошлом, теперь в первую очередь мыслились и представлялись хранителями Православной веры, и только потом правителями Российского государства. Вера стала не просто их личным делом, а основой процветания и укрепления их государства. Москва – Третий Рим, а Кремль – Новый Иерусалим. Соединение места, где принимаются государственные законы, с местом, где законы духовные применяются в жизни – вот схема, по которой жила, росла и процветала Российская империя.
Если кто-то наивно думает, что предложение Президента Путина было спонтанным и необдуманным, он заблуждается. В этом вопросе власть как раз действует последовательно и разумно. Восстанавливается Новоиерусалимский монастырь, в самом Кремле на вратах Спасской и Никольской башен чудесным образом явлены и восстановлены иконы. Что это за иконы? Икона одного из самых почитаемых и любимых русским народом святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и икона Самого Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Вот что тогда сказал по этому поводу тогдашний президент Медведев: «Я уверен, с момента обретения и освящения икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть – и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну».
Я думаю, нет смысла объяснять, что наша страна получит в случае восстановления двух монастырей и храма главной башни на территории Кремля.
В свете последовательной и целенаправленной политики России последнего десятилетия, которая недвусмысленно дает понять США, своему главному стратегическому противнику, что время однополярного мира осталось в прошлом, нравится это кому-то или нет, но Россия будет проводить политику только исходя из своих собственных интересов и никаких других.
Противостояние России и Запада всегда, во все времена, начиная с тевтонских рыцарей, было не просто выяснением отношений между государствами, а противостоянием мировоззрений, систем и идеологий. Сегодня это стало очевидным как никогда. С одной стороны идеология потребления и эгоизма в последней стадии, полная свобода и государственная поддержка самых отвратительных и гнусных пороков, с другой – традиционные духовные ценности и Евангельская мораль. И в фундаментальных краеугольных вопросах им не разойтись. Когда один называет черное белым, а белое черным, другому нужно или отказаться от всего, что для него важно и свято, или отстаивать свою точку зрения до конца, а что сверх этого, то от лукавого.
во многом Запад сам подтолкнул российскую власть к этому выбору. Своим наглым, циничным и совершенно бескомпромиссным поведением как высшего с низшим, как хозяина со слугой, Запад не оставил никакого выбора, как обратиться к самому верному и надежному источнику силы русской государственной власти, на которую опирались все великие правители Святой Руси – Православной вере.
В случае с Президентом России – это православные святыни Московского Кремля.
«Всякий раз, совершая богослужение в Кремле, находясь рядом с местом, где был заточен священномученик Гермоген, и представить себе не мог, чтобы на нашем веку стало возможным говорить о воссоздании порушенных в годы безбожия кремлевских монастырей. Очень надеюсь на то, что эта инициатива президента России будет поддержана и воплощена в жизнь», – сказал Святейший Патриарх Кирилл по поводу инициативы Президента.
Денис Ахалашвили,
ответственный редактор
издательства Свято-Пафнутьева
Боровского монастыря
Историческая справка
Алексеевский Архангело-Михайловский мужской монастырь или Чудов монастырь – один из самых древних Московских монастырей и самый известный из церковных памятников, находился на территории Московского Кремля на так называемой Царской (или Ивановской) площади.
В старину этот грандиозный монастырь даже назывался «Великой Лаврой».
Чудов монастырь был основан 28 ноября 1365 года святителем Алексием, митрополитом Московским, наставником князя Димитрия Донского.
По преданию, он был построен на месте, где ранее находилось посольство Золотой Орды (так называемый «Ханский двор») в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле, на месте которого Алексий и основал монастырь.
Монастырь был освящен в честь праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех. По преданию, во Фригии отцу немой девицы явился во сне Архистратиг Михаил и указал источник, водой из которого исцелится его дочь. Благодарный отец воздвиг храм в честь этого чуда.
Каменная церковь в честь Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года на территории монастыря, – один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).
В 1431 году на месте обветшавшего старого храма соорудили новый собор. В 1483 году Великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами – Благовещенским и святителя Алексия.
Во время великого строительства в Кремле соборный храм Чудова монастыря был заново перестроен итальянскими мастерами. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся. Во второй половине XVIII века известный архитектор Матвей Казаков возвел красивое «готическое» крыльцо с башенками.
Всего в Чудовом монастыре было четыре храма: собор Чуда Михаила Архангела в Хонех, построенный на месте разобранного древнего храма; Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, которая несколько раз горела и перестраивалась; храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году, и небольшая монастырская церковь, посвященная апостолу Андрею Первозванному.
В Алексеевской церкви на протяжении столетий неизменно совершалось Крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году – Петр I, в 1818 году – император Александр II.
Чудов монастырь на Кремлевской площади был кафедральным митрополичьим монастырем, центром духовного просвещения. С XVI века Чудов монастырь стал одним из центров книжной культуры Московского государства: здесь с 1518 года работал над переводами и исправлением богослужебных книг Максим Грек, монахами Чудова монастыря были просветители Епифаний Славинецкий и Карион Истомин.
В 1812 году, во время Отечественной войны, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь, в котором находился штаб Наполеона, сильно пострадал. Были осквернены и выброшены из раки мощи свт. Алексия, а в алтаре Собора в честь Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.
В 1814 году монастырь был восстановлен. В обновленном соборном храме появился бронзовый иконостас с серебряными Царскими вратами.
В Чудовом монастыре был погребен его основатель – святитель Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя Святителя Алексия.
В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен Великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки Великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.
В ноябре 1917 года, во время Октябрьской революции, монастырь был обстрелян снарядами.
После переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года Чудов и Вознесенский монастыри оказались изолированными на территории с жестким режимом охраны правительственных учреждений РСФСР. Инокини и иноки этих обителей, охранявшие святыни древних соборов и церквей Кремля, были выселены. В кафедральном Чудовом монастыре с начала 1919 года разместился кооператив «Коммунист», были устроены также детские ясли и жилые помещения для совслужащих.
Позже из монастыря были изъяты ценности, а сам монастырь передан под кремлевский Лечсанупр, где лечились советские руководители.
В ночь на 17 декабря 1929 года Соборный храм в честь Чуда Архистратига Михаила был разрушен. Перед сносом собора администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако он не успел завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками. В день сноса архитектор-реставратор Петр Барановский успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия.
Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году Патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни.
В октябре 1930 года был взорван и полностью разрушен Чудов монастырь. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.
На месте Чудова и Вознесенского монастырей, а также Малого Николаевского дворца в 1932 – 1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга было построено здание, которое предназначалось для Военной школы им. ВЦИК. В 1950-х годов здание было передано Верховному Совету СССР, а в 1958 году часть его была перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.
В последнее время в корпусе размещались административные службы Администрации Президента и комендатуры Кремля.
В 2009 году в Московском Кремле была открыта и освящена мемориальная доска в память о разрушенном в 1929 году Чудовом монастыре.
Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией – женой князя Дмитрия Донского. Он был построена в память о Куликовской битве (1380) и стал одним из первых женских монастырей.
В 1389 году после смерти мужа княгиня Евдокия приняла решение уйти в монастырь. Единственное, что останавливало Евдокию от исполнения ее решения – завет мужа вырастить детей до совершеннолетия.
В 1395 году, когда на Москву шел хан Золотой орды Тамерлан, Евдокия велела перенести в город Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь.
В народе о правительнице шла добрая слава: она помогала нуждающимся, отстраивала жилые дома после пожара, за ее счет иногда хоронили нищих.
Точная дата основания Вознесенского женского монастыря в Москве не установлена. По преданию, монастырь появился на том месте, где княгиня провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат.
К тому времени, когда княгиня Евдокия была готова принять постриг, обитель уже была обустроена: кельи располагались в бывших княжеских покоях, был построен собор Вознесения Господня. Последние годы перед постригом княгиня тяжело болела.
Княгиня Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии, а в первые дни своего иночества повелела начать строительство каменного Вознесенского собора взамен деревянного. Спустя несколько недель после пострига, в июле 1407 года святая Евдокия скончалась. По преданию, у ее гроба сама собой возгорелась свеча, и все присутствовавшие явились свидетелями этого чуда. Святую Евфросинию стали почитать как покровительницу Москвы, а церковь отмечает ее день 30 (17 по старому стилю) мая и 20 (7 по старому стилю) июля.
При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор построили заново как точную копию Архангельского собора – усыпальницы царей.
Перед важными военными походами, дальними путешествиями, перед тем, как отправиться на богомолье, Великие князья поклонялись праху своих отцов в Архангельском соборе и матерей в Вознесенском. На большие церковные праздники было также принято посещать эти соборы.
Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к Великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) – последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых – Марфа, сюда Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения.
По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до Венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек – жена Лжедмитрия I.
Инокини Вознесенского монастыря шили одежду для членов царской фамилии, вышивали салфетки и полотенца для царского обихода, плели кружева и иногда готовили любимые блюда цариц.
При монастыре существовало училище для девиц из знатных семей, в котором их обучали грамоте, этикету, церковному пению.
Во время наполеоновского нашествия 1812 года настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иоанн Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.
В ноябре 1917 года в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили их в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.
В 1929 году Вознесенский монастырь был уничтожен.
В последнее время в корпусе размещались административные службы Администрации Президента и комендатуры Кремля.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.