Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (783) → Там, где Господь, там хорошо

Там, где Господь, там хорошо

№30 (783) / 18 августа ‘14

Жизнь церкви

Юные корреспонденты радио «Воскресение» Игнатий и Кира Еремины взяли интервью у митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия.

Дорогие братья и сестры, мы беседуем с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием. Владыка, благословите, пожалуйста!

– Бог благословит, Бог в помощь вам.

Владыка, у нас есть такая поговорка – «обещанного три года ждут». Этим летом исполняется три года, как Вы уехали в Узбекистан. Что Вам обещал этот теплый край, и сдержал ли он свои обещания?

– Теплый край ничего не обещал. Господь призывает на служение, которое должен нести любой христианин, тем более архиерей или священнослужитель. Перед тем как вступать на священническое служение, тем более на архиерейское, мы обещаем Богу, что будем слушаться, выполнять все послушания вышестоящего начальства и руководства нашей Церкви. И вот если руководство, Священноначалие нашей Церкви дает нам какое-то послушание, то мы это делаем с любовью, с благодарностью Богу и ни о чем другом не думаем.

Опасно ли служить в Средней Азии? Как там относятся к Православной вере?

- Пока, слава Богу, не опасно. К Православной вере относятся с почтением с уважением, даже с любовью, и поэтому у нас нет никаких сложностей во взаимоотношениях между мусульманами и православными: православные наши люди живут там уже десятилетиями – они так сдружились, что друг другу помогают, друг друга поддерживают в разных ситуациях, и поэтому там раздора пока, слава Богу, нет.

А какая была у Вас в детстве любимая игра?

– Футбол.

Что на Вас повлияло в детстве? Вы выбрали монашеский путь – может, Вам, как святому Сергию Радонежскому, тоже встретился какой-то монах или рай приснился?

– Нет, в детстве мне не было никаких особых таких явлений, пожеланий даже не было. Я монашество особенно и не знал. Я жил в деревне, мы просто ходили в церковь, молились и думали о Царстве Божием, о том, как сохранить свою веру, потому что тогда вера была гонима в советское время. И в школе насмехались над верующими. Поэтому у нас было только одно: чтобы сохранить свою веру. А что касается монашества, то у меня появилось желание, когда я уже стал более взрослым, уже после семинарии, после академии. Вот в то время у меня появилось желание стать монахом.

Я недавно дала обет трезвости на год, меня многие верующие раскритиковали, что «клясться нельзя» и «обет давать бессмысленно». Я не расстроилась: знаю, что при Государе Императоре Николае II давали люди обеты, и Вы это поддерживали и нынешний Владыка Кирилл. Но почему люди порой так относятся к трезвенникам?

– Если человек берет на себя какое-то жертвенное служение, он встречает такие препятствия, потому что мы выходим из общей канвы жизни человечества – когда человек идет по течению, то вроде все идет нормально; как только он выходит из этого течения, начинается недовольство и осуждение.

То же самое: человек живет обычной жизнью в обществе, а потом становится верующим, более воздержанным, ходит в церковь каждое воскресенье, исповедуется, причащается, читает литературу. И, если он так себя ведет, он уже не тот, – начинают его осуждать. А если он примет монашество, то вообще с ума сходят, начинают его осуждать – «куда он пошел? Всю свою жизнь испортил!», и так далее.

Так же и здесь. Обычно люди живут такой разгульной жизнью, вольной жизнью, а тут молодой человек берет на себя обет трезвости и считает, что это нужно, это важно для него. И, конечно, для пользы общества делается такое пожертвование, жертвенное служение. И это тоже у многих вызывает недовольство: человек вышел из общего течения.

Говорят, что монах для мира умирает. Вы совсем не общаетесь со своими родными, друзьями детства?

– Почему? Общаюсь, встречаюсь, бывает, я к ним приезжаю, бывает, они ко мне.

Смотрели ли Вы какие-нибудь советские фильмы? Если да, то какие Вам понравились?

– С фильмами у меня плохо дело, некогда смотреть. И вообще, всю жизнь с фильмами не дружил.

Вы получали духовное образование в советские годы застоя. Сейчас многие вспоминают это время с ностальгией, говорят, что все было очень хорошо. Вы согласны? Или Вас за веру преследовали? Может быть, за вами следило КГБ или проводили у вас обыски?

– Да действительно, советское время – это время гонений на христиан, на Православие. И в школах, как я вам уже сказал, преследовали, и на работе родителей. И в том числе КГБ вел свою службу, следил за каждым шагом: куда человек пошел, чем он занимается. В мое время, конечно, были трудности, преследование от власти, но не так сильно, как были в 20 – 30-е годы гонения на христиан. Но тоже были очень тяжелые годы: и закрывались церкви, и священников заставляли отречься от веры, запрещали им служить, сажали в тюрьмы, брили бороды, волосы стригли, чтобы поиздеваться. Но это все мы прошли, слава Богу. Сейчас мы живем совсем другой жизнью.

Вы служили и в Молдавии, и в России, сейчас в Средней Азии – какие места благодатнее для духовного возрастания? Какая природа красивее, какой воздух полезнее?

– «Господня земля, и исполнение ея…». Там, где Господь, там хорошо. Поэтому в любом месте, где бы мы ни находились – и в Молдавии, и в Сибири, и на Урале, и сейчас в Средней Азии – если живешь с Богом, то там все хорошо. Хотя, конечно, с точки зрения человека, есть и климатические условия, которые не совсем соответствуют желаниям нашим. Но если мы живем ради Царства Божия, ради вечного спасения, то мы все знаем, что, какие бы ни были удовольствия здесь, в этой жизни, они несравнимы с теми радостями, которые есть в Царствии Божием. Поэтому мы терпим. Нам всегда плохо: если тепло – плохо, если холодно – тоже плохо, никогда нам не угодишь. А хорошо будет только в обители Небесной.

Вы служили в армии – Вам нравился армейский распорядок? Кому физически сложнее, монаху или солдату?

– Я служил в армии, и для меня армейская служба была наподобие монашеской жизни, хотя я служил в советской армии: там все по послушанию, без разрешения начальства не имеешь права никуда ходить, делать – все делается по послушанию, как в монастыре...

И там воспитывается именно такая ценность, как послушание, которая имеет большое значение для человека. Терпение, смирение, послушание. Вот с таким я настроем служил в армии, и, может быть, это и способствовало тому, чтобы мне в будущем быть монахом.

Вы умеете стрелять из оружия?

– Когда служил в армии, то стрелял. Сейчас не стреляю и не имею права стрелять.

Вы не побоялись бы сейчас поехать на Украину служить?

– Служить в церкви не побоялся бы, а служить в армии не то что побоялся бы, а я не могу там служить, стрелять, убивать: я священнослужитель. А священнослужитель не имеет права проливать кровь человеческую.

Вот у нас родственники на Украине, у них большое хозяйство, много лет наживали, а сейчас все бросили и уехали с одним чемоданом. Это что за урок людям? Какой нам вывод из этого делать? Может, вообще богатство наживать не надо?

– Конечно, ситуация на Украине нас очень многому научает, чтобы мы, действительно, посмотрели на жизнь другими глазами. К сожалению, сейчас большинство людей веруют в Бога и ходят в церковь с одной только целью: чтобы им было хорошо жить на земле, иметь хороший достаток, богатство, машины, дома, дачи, земли. Но о Царстве Божием, о вечности не думают.

И вот так Господь устраивает, чтобы человек видел, что богатство ничего не дает. Сколько времени человек уделял, чтобы получить столько богатства, иметь и дома, и машины, – а сейчас оказывается только один чемодан с собой и больше ничего: все остальное – в никуда. Поэтому нужно сейчас обратиться к словам Спасителя: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». А если народ перевернул эту заповедь Божию: «Ищите прежде богатство земное, славы его», – не знаю, приложится или не приложится Царство Божие.

Какой главный грех в России и в Средней Азии? Может, они разные?

– Везде и всюду один из главных грехов тот, что люди живут не целомудренно, то есть не заключают брак между собой, не венчаются, живут так. Это большой грех, смертный грех.

Владыка Викентий, а Вы любите кошек?

– Не совсем. Так, как создания Божии. А вот чтобы с ней играться, лелеять – я это как-то не люблю.

Владыка, святой Викентий Августопольский почитается и в Русской, и в Католической, и в Англиканской Церквах. Как Вы думаете, молится ли он о просвещении Европы, за просвещение католиков, чтобы они вернулись к истинной вере?

– Да. Это святой IV века, в это время еще не было разделения церквей, поэтому он является святым и нашей Православной Церкви, и Католической Церкви. И, конечно, он жил в то время и болеет душой за каждого человека, живущего в своем отечестве. Молится, чтоб Господь их вразумлял и направлял их на путь истинный. Те, кто сознают необходимость стать истинно православными христианами, получают от святого мученика Викентия помощь, чтобы исповедовать истинную веру Христову.

Как нам научиться по-доброму относится к гастарбайтерам, не обижать их?

– Понимаете, гастарбайтер – это такой же человек, как мы. Он приехал в другую страну, в чужую для него страну, чтобы потрудиться и поддержать свою семью. Очень благородные цели у этого человека, очень. Поэтому его не надо считать «отбросом общества». Порой он делает и тяжелую, и грязную работу, – но если ее не делать, наши города, села будут в очень тяжелом положении, поэтом они делают очень хорошую работу.

Есть ли в Средней Азии казачество?

– В Узбекистане нет казачества, в Кыргызстане есть.

Что нужно, чтобы казачество возродилось?

– Нужно, чтобы они сами этого захотели – воспылали в своем сердце к тем корням, которые способствовали тому, что они стали казаками. Главная цель – сохранение рубежей Отечества нашего. И если есть у казаков такое стремление, то возможно возрождение казачества.

Каким должен быть казак, что он должен уметь?

– В первую очередь он должен быть верующим, глубоко верующим, воцерковленным человеком: когда его принимают в казачество, он дает клятву на Евангелии, что он будет верен вере Православной. Ну и, конечно, быть патриотом своей страны и защищать ее от внутренних и внешних врагов. Уметь он должен молиться, жить по-христиански и быть добрым воином.

А если учесть, что оружие – это не главное, то Вы бы хотели стать казаком?

– Я могу быть духовным наставником казаков.

Когда и куда лучше ехать в паломничество в Ваши края?

– В наши края можно приехать в Самарканд, там есть мощи пророка Божия Даниила. Можно поехать в Бухару. Там есть источник праведного Иова Многострадального. Это наши святыни, очень известные и древние.

Благодарим за ответы! Благословите, Владыка!

– Бог в помощь вам, дорогие молодые корреспонденты, чтобы вы развивали свою специальность, свое творчество и были хорошими православными журналистами.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс