Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №27 (780)
– В традициях русской интеллигенции было обращаться к старцам. Тот же Достоевский ходил к Оптинским старцам.
– Я был в Оптиной пустыне, удивительное место. Очень почитаю икону «Спорительница Хлебов». Меня внутренне все время туда тянуло – и в Шамардино, и в Оптину. Путешествия по стране дают мне возможность внутренне наполняться. Часто бывал в Риме, там работал 5 лет, пока Карла Фраччи была директором Римской оперы, потом практически каждый год приезжал с постановками, привозили сюда Римскую оперу. Рим стал для меня городом открытий, потому что такого количества святынь, как в Риме, наверное, ни в одном другом городе мира нет. Мы 5 лет там работали и участвовали в строительстве храма Великомученицы Екатерины. Это первый православный храм, построенный на канонической территории Ватикана. Был открыт Фонд Великомученицы Екатерины, я был в попечительском совета, вместе с Илзе и Катей, так что, с Божией помощью, этот храм на наших глазах был построен.
Ригу очень люблю. Сейчас принято решение восстановить в Юрмале храм Казанской иконы Божией Матери – он во времена лихолетья был уничтожен. Я состою в попечительском совете.
Минск меня поразил – в совершенно фантастическом состоянии православные храмы. В Белоруссии существуют программы духовного возрождения, и там даже в самых маленьких городах были построены церквушки маленькие, чтобы духовная составляющая в народе продолжала жить. Обстановка там в этом смысле очень благополучная.
Когда я узнал, что есть такая святая Валентина Минская, то попросил друзей свозить меня к ней. От Минска это буквально 20–30 километров. Теперь, когда приезжаю на спектакль в Минск, то после спектакля все цветы отвожу обязательно к этой святой.
– Среди православных бытует такое мнение, что современный человек эгоцентричен, и к вере, после времен атеизма, его могут привести только болезнь, страдание, скорбь какая-то. Красота классической музыки, классического балета может человека привести к вере?
– Думаю, может. Знаю из истории, что каждый человек, поступая в России на государственную службу, должен был приносить свидетельство о крещении, вне зависимости, какого он вероисповедания. И все артисты балета Императорских театров были крещены. Это было очень хорошим знаком – человек причащался, исповедовался. У нас, артистов, очень же много искушений. Я знаю, что Федор Шаляпин, когда пел партию Мефистофеля, на следующий день шел обязательно в храм, исповедовался и причащался.
– Он понимал, с какими силами играет.
– Да. Я несколько раз в своей жизни чувствовал, что все в нашей жизни как бы висит на волоске.
– А вы почувствовали это именно на сцене?
– На сцене. Я играл роль Есенина в Токио, в очень хорошей пьесе на тему взаимоотношений Есенина и Айседоры Дункан. По роли надо было вешаться несколько раз, герой все время приходил в состояние аффекта и говорил, что если она его бросит, то он повесится. На меня надевали ремни, там (показывает на затылок) я должен был пристегнуть эту петлю и вроде бы я вешался.Трос выдерживал 250 килограммов, но на премьерном спектакле он оборвался. Мы нашли в Токио церковь Николая Чудотворца, и я тоже исповедовался, потому что даже играть самоубийство, наверное, не правильно.
– Как вы относитесь к такой крайней точке зрения, что быть артистом вообще грех? Хотя мне это не очень понятно: наше поколение было воспитано на примере замечательной плеяды артистов, которые играли в замечательных фильмах.
– Если бы Господь был против лицедейства, то его бы не существовало. Я очень много работаю над воссозданием спектаклей знаменитых «Русских сезонов». Уже восстановлено 11 балетов из «Русских сезонов».
– Да, постановки Дягилева были настоящие бриллианты Серебряного века, раскатившиеся по планете. Почему вы повернулись именно к осколкам русской цивилизации, которая погибла в 1917 году?
– Мне показалось, что Россия должна вернуть себе то, что принадлежит ей по праву. Эти спектакли сохранились, а «Петрушка», «Жар-Птица», «Шехерезада» идут с большим успехом на крупнейших сценах мира. И мне показалось, что «Жар-Птица», летая по всему миру, должна вернуться обратно. Она вернулась на сцену уже не Кировского, а Мариинского театра. Проект мы назвали «Русские сезоны ХХI века». Каждый год Фонд Мариса Лиепы и проект «Русские сезоны ХХI века» с Кремлевским балетом, со звездами Большого и Мариинки выезжают на гастроли в Париж, а сейчас к Парижу прибавился Лондон, так как Дягилев в Лондоне тоже выступал с огромным успехом. Мы несколько таких проектов делаем, но основная задача все-таки миссионерская. Как Дягилев был миссионером для Западной Европы, так и я стал миссионером для России. Дягилев вывозил наши спектакли на Запад, я их повез на Восток. Я вернул обратно эти спектакли в Россию, они идут с солистами Кремлевского балета и со звездами Большого и Маринки, и уже четыре года подряд мы выезжаем в крупнейшие города России, и не только миллионники. Город, в котором есть нормальный театр, это наш город. (Окончание следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/veruyu-vypusk-ot-10-noyabrya
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.