Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в № 34 (2013)–27 (2014)
– Мы очень почитаем старца Иосифа Ватопедского. Интересно было бы узнать, какие епитимии он назначал братиям.
– Во-первых, он на нас кричал. Но знаете, при этом никогда не нарушался его внутренний мир. Он не раздражался. И для него было все равно, пусть даже рядом были официальные лица, гости, миряне. Если хотел накричать, то кричал, унижал нас и смирял при посторонних. И правильно делал. Его отеческую любовь человек видел, когда оставался с ним наедине. Он никогда на нас не обижался и, если смирял, унижал или оскорблял нас, то только из желания нас воспитать. Я, например, помню, как за какое-то небольшое непослушание он на неделю отлучил меня от служения Литургии. Но он хорошо сделал – я и большего наказания был достоин.
– Объясните, пожалуйста, что такое беспопечительность и как ее приобрести?
– Когда монах пребывает в послушании, он беспопечителен, беззаботен. Знаете, когда у ума есть забота? Когда у человека есть свои желания. Человеку могут дать необыкновенно ответственное и трудное послушание, но при этом он будет чувствовать себя так легко, что сам будет удивляться, как при стольких заботах остается таким беззаботным. Поэтому всегда говорите «нет» своим желаниям и своей воле.
Приехал к нам недавно один архимандрит и говорит мне: «Я тебя прошу, окажи мне услугу. Ты знаешь многих архиереев, попроси их, чтобы меня избрали епископом». Я не хотел его огорчать и говорю: «Ну, постараюсь». Конечно, я этого не сделаю, мне очень не понравилось такое его устремление. И ведь помимо меня он наверняка попросил об этом многих других. С духовной точки зрения, он находится в прелести. Если у него такая духовная основа, то как он потом преуспеет, даже если станет епископом? Видите, когда человек не просвещен Божией благодатью, он на все смотрит с точки зрения логики, недуховно: все мои сверстники, мол, уже архиереи, а я нет! По-мирскому смотрит на духовные вещи.
У нас в Ватопеде жил один монах. Пятьдесят лет жил, но так и не стал членом управления монастыря. И когда он на судьбу жаловался, то говорил так: «Ох, горе мне, пятьдесят лет впустую!». Это неправильный взгляд, ведь на самом деле быть в послушании – это самое лучшее из всего. Кто пребывает в послушании, тот самый свободный. Ведь какой человек свободен? Не тот, который делает то, что хочет, и идет, куда хочет. Свободен тот, кто свободен от страстей. Чем больше мы подчиняемся, тем больше освобождаемся от страстей и тем больше познаем Христа.
Поэтому Господь и сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Истина – это не идеология, не теория, не философия, а Личность. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Значит, чем сильнее у нас чувство присутствия Истины – Христа, тем более мы свободны.
Истинным подражателем Христа бывает тот, кто живет в послушании. Возьмите Евангелие от Иоанна – везде вы увидите, насколько Сын слушался Отца. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя» (Ин 14, 10). И кто постиг, что послушание и есть смысл нашей жизни, тот решил все свои проблемы. Наш «дедушка» старец Иосиф Исихаст был подвижником-молчальником, но об исихазме говорил немного, а постоянно говорил о послушании. Именно послушание дает молитву. А кто на часы смотрит и говорит: «Вот еще 10 минут, и убегу с послушания в келью», тот не будет иметь молитвы. Он не монах. Он подобен нерадивому чиновнику, который только и смотрит, как бы пораньше с работы удрать. Мы пришли в монастырь не для того, чтобы поудобнее устроиться, но чтобы жертвовать собой.
– Есть ли у вас в монастыре чин собирания укрух, и как вы это делаете?
– Когда мы встаем из-за стола, то первое благословение священника – это благословение укрухов. В старых требниках есть эта молитва: «Господи, благослови укрухи и умножи во святей обители сей и во всем мире». И уже потом обычное «Благословен Бог наш...» и «С нами Бог...». То, что остается после трапезы отцов, мы собираем. Пищу мы ставим в центр стола и каждый берет сколько надо. Раньше сразу раскладывали порции, но это непрактично, у современного человека нет чувства бережливости.
А ведь бережливость – великая добродетель. Одно дело жадность, и совсем другое – бережливость. Старец Иосиф Исихаст был в этом отношении очень требователен. К концу жизни он уже не мог заниматься рукоделием и только лущил бобовые – чечевицу и тому подобное. И вот если у него падала на пол какая-нибудь фасолинка, а он весь распух от болезни и ему было очень тяжело наклоняться, больно, он прилагал неимоверно тяжелое для него усилие, чтобы поднять ее. Отцы ему говорили: «Геронда, если одна горошинка упадет, это же не грех!». А он говорил: «Отцы, я вижу, как святой Иоанн Предтеча (калива была посвящена ему) через забор бросает нам продукты, когда мы обращаемся с ними бережно. Если будем пренебрегать этим, он нас оставит». (Окончание в следующем номере)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.