Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (781) → Профессор Московской Духовной академии А. И. Осипов: Надо сохранять внутренне благоговение

Профессор Московской Духовной академии А. И. Осипов: Надо сохранять внутренне благоговение

№28 (781) / 21 июля ‘14

Церковная жизнь

В этой теме:

Церковная жизнь
О богослужении и церковном календаре

Продолжение. Начало в №№25–27 (2014)

Можно ли вступать в брак не по любви, если чувствуешь, что любить уже не способен?

– Дело вот в чем… Когда мы употребляем слово «любовь», то, наверное, забываем, что слово-то одно, а пространство его безгранично.

Отцы говорят: если мы будем понуждать себя поступать по справедливости к человеку, то уже этим мы оказываем ему любовь. Даже просто по справедливости.

К кому? Не любим мы человека, а знаем, что ему нужна такая-то помощь, – и окажем ему. Любви нет к этому человеку (да я его и не знаю), но по Заповеди Божией я все-таки помогу ему. Это уже акт любви.

Не нужно смешивать любовью с влюбленностью какой-то – в данном случае, в отношении брака. Если ваша жизненная ситуация такова, что вы видите, что обстоятельства ваши для вас лучше, когда бы вы были с кем-то вместе и этот человек вполне для вас подходит, – вы можете с ним жить и можете вместе осуществлять… ну, практическую сторону вашей жизни. Если, конечно, у Вас нет неприязни к этому человеку, а просто хорошие, добрые отношения – конечно, можно, ибо брак – это взаимопомощь, а не просто акт, который следует из какой-то влюбленности.

Плохо другое бывает – когда поступают по расчету. Терпеть не может человека, а он богатый (или она) – и вступают в брак, тогда это лукавство будет наказано Богом со всей силой: по лукавству нельзя вступать в брак; А исходя из практических соображений вполне можно – это реально и нисколько не противоречит христианским началам жизни.

– Здравствуйте, Алексей Ильич, дай Вам Бог здоровья! У меня вопрос: какое должно быть положение тела во время произношения молитвы, в состоянии молитвы, как расположена голова в это время – с наклоном, без наклона? И где взять такую литературу?

– Хорошо. Святой Исаак Сирин пишет, что при молитве надо соблюдать благоговейное положение тела. Если мы можем стоять на коленях – хорошо, не можем – стоя, тоже хорошо, не можем – сидя, тоже хорошо.

Афонские монахи, кстати, часто садились склонив голову, устремив взор в верхнюю часть груди – не в нижнюю, в верхнюю часть груди устремив взор. Конечно, не так, как рисуют западные картины: он весь уже на Небесах, – Царство Божие именно внутрь нас есть. Так вот, любое благоговейное положение тела выражается внешне – и главное, особенное благоговение должно присутствовать внутри. Поэтому можно молиться когда мы сидим, стоим, лежим – в любом положении, но при этом надо сохранять внутренне благоговение.

Взор, как я сказал, конечно, надо понимать не к небесам, потому что Небо не там, а здесь. «Царство Божие внутри вас есть» – сказал Христос; куда же мы поднимаем взор?! И святые отцы советуют, особенно при молитве Иисусовой, именно внимание обращать в верхнюю часть груди и говорят, что опыт показывает: молитва тогда становится легче и более, я бы сказал, приемлемая и доходящая даже до души. Итак, благоговение и внимание в молитве – это основные, если хотите, категории (конечно, сопряженные с покаянием, это понятно). А об остальном можно не беспокоиться.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс