Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (781) → Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

№28 (781) / 21 июля ‘14

Духовная жизнь

Окончание. Начало в №№24–27 (2014)

Когда искушение проходило, он снова начинал молитву по четкам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Он очень хорошо понял то, о чем демон думал, что он не понимает. Это было и болью души, и надеждой, когда ты видел, как он все переносит, подвизается и терпит. Он долго жил с нами, и когда ему стало гораздо лучше, ушел». Этот случай показывает нам, что устная молитва может даже избавлять от бесовской брани.

Еще один случай рассказывает старец Ефрем Катунакский:

«Один старец говорил своему послушнику:
– Читай Иисусову молитву.
– Читаю, да не понимаю.
– Диавол понимает и бежит прочь.
– Да ну, где мне это понять!
– Ладно, хочешь увидеть чудо?
– Да, чудо хочу увидеть, батюшка.
– Хорошо, – говорит ему, – я помолюсь, чтобы Господь показал тебе чудо. Чтобы ты понял, какую силу имеет Иисусова молитва.
– Ладно.

Помолился старец, три дня держал пост. Зовет послушника:
– Иди-ка сюда. Теперь вот возьми корзину, иди наверх к источнику и наполни ее водой.
– Батюшка, ты меня извини, – говорит, – но я еще мозги не потерял. Корзину наполнить водой?
– Так что же, ты разве не сказал, что хочешь увидеть чудо? Увидишь, какую силу имеет Иисусова молитва. Не хочешь?
– Хочу.
– Ну, тогда делай, что тебе говорю, только будешь читать Иисусову молитву все время.
– Благословите.

Пошел. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – ставит корзину под источник. Вода наполняет корзину и нигде не выливается. А молитву не перестает читать. Естественно, что и старец в келии молится, чтобы Господь показал чудо своему ученику. Корзина наполнилась водой.

Едва послушник увидел это, скорее бежит, чтобы показать ее старцу: «Батюшка, корзина наполнилась водой!» По дороге ему является диавол в образе человеческом и говорит:
– Куда идешь, монах?
– К старцу своему.
– Как тебя звать?
– Георгий.
– А сколько лет ты в монашестве?
– Пять–шесть.
– Каким рукоделием занимаешься?
– Печати делаю.

Пока говорил, вода и потекла вниз. Начал пустословить, оставил молитву и с пустой корзиной вернулся к старцу.
– Что случилось?
– Так и так, батюшка.
– Оставил молитву, чадо мое, поэтому и вылилась вода. Видишь, когда читал молитву, корзина держала воду, а когда остановился и начал пустословить, – вытекла вода».

Впечатляет поучение и другого старца, Иосифа Исихаста, которому устная молитва заменила духовного наставника. Будучи еще новоначальным послушником, он не имел духовника, который научил бы его молиться умом. Тогда он стал усердно молиться устами, и это, казалось бы, совсем простое делание научило его умной молитве и привело к возвышеннейшим молитвенным состояниям. Вот как он сам об этом рассказывает:
«У меня был обычай: каждый день пополудни два–три часа в пустыне, где живут только звери, я садился и безутешно плакал, пока земля не становилась месивом от слез, и устами я говорил молитву. Я не знал, как говорить ее умом, но просил нашу Матерь Божию и Господа дать мне благодать умно говорить молитву, как пишут в «Добротолюбии» святые. Ибо, читая, понимал, что существует нечто, но у меня этого не было.

И однажды случилось у меня много искушений. И весь тот день я взывал с большей болью. И наконец вечером на заходе солнца успокоился, голодный, изнуренный слезами. Я смотрел на церковь Преображения на вершине и просил Господа, обессиленный и израненный. И мне показалось, что оттуда пришло стремительное дуновение. И наполнилась душа моя несказанного благоухания. И сразу начало мое сердце, как часы, умно говорить молитву. Так вот, я поднялся, полный благодати и беспредельной радости, и вошел в пещеру. И, склонив свой подбородок к груди, начал умно говорить молитву. И только я произнес несколько раз молитву, как сразу был восхищен в созерцание. И хотя был внутри пещеры и дверь ее была затворена, оказался снаружи, на Небе, в некоем чудесном месте с предельным миром и тишиной души. Совершенное упокоение. Только это думал: «Боже мой, пусть я не вернусь более в мир, в израненную жизнь, а пусть останусь здесь». Затем, когда Господь меня упокоил столько, сколько хотел, я снова пришел в себя и оказался в пещере. С тех пор не прекратила молитва умно говориться во мне».

Конечно, мы не можем рассчитывать на то, что наша устная молитва сразу принесет столь обильный духовный плод, какого удостоился, например, старец Иосиф Исихаст, благодаря своей простоте, чистоте сердца и, главное, благодаря безжалостному понуждению себя к молитве. Как вы все понимаете, во время молитвы не следует ожидать каких-то видений, откровений, потому что подобное ожидание – это уже проявление прелести. Но мне хотелось бы, чтобы вы не сомневались в силе устной молитвы, в том, что она и освящает, и учит нас. Каким бы ни казалось это делание простым и, может быть, скучным, нужно держаться за него, как за крепкую руку Господню, которая непременно приведет нас ко спасению.

Устная молитва должна сопровождать весь путь подвижника. С устной молитвы начинается восхождение по духовной лестнице, и устной молитвой оно заканчивается. Многие подвижники предавали дух свой Богу с молитвой на устах.

В заключение хочется напомнить, что и Сам Господь наш Иисус Христос молился устами. В то время, когда преподал апостолам молитву «Отче наш», затем на Тайной Вечере, когда молился Отцу о том, чтобы Он хранил учеников Его от всякого зла, освятил их Своею истиною, «да будут все едино». В Гефсиманском саду Спаситель молился гласно, взывая к Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». И те слова, которые Господь произнес в момент смерти на Кресте, тоже можно назвать молитвой.

Поэтому, дорогие сестры, я призываю вас к тому, чтобы вы с ревностью проходили монашеский путь, не забывая о том бесценном делании, какое дано нам свыше, – об устной молитве.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс