Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в № 34 (2013)–25 (2014)
– Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?
– Чтобы это различать, есть духовник.
Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил. Как только старец увидел ее, он тут же понял, в чем дело. Монахиня еще слова не сказала, а он ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой».
Так что подвиг покаяния должен направляться духовным руководителем, взирая на духовное состояние каждого человека. Мой старец Иосиф Ватопедский, когда был молодым, очень прилежал самоукорению и начал от этого унывать. Тогда наш «дедушка», Иосиф Исихаст, ему говорит: «Чадо, занимайся этим, но понемногу, не сильно».
– Как отличить спасительную память смертную от обычного страха смерти, который испытывают даже люди неверующие?
– Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал приезжать на Афон, у него этот страх исчез совершенно. Такой дар дал ему Бог. Психологический страх смерти неправилен, а память смертная во Христе оказывается победой над смертью.
Как-то раз я после повечерия беседовал с группой паломников. Не знаю почему, стал говорить о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы говорите о таких грустных вещах». Я сначала не понял, в чем дело. А он свое: «Что, отче, нет другой темы для разговора? Зачем говорить о смерти?». И все время суеверно стучал по деревянному креслу. Но память смертная во Христе не в уныние повергает человека, а наполняет его радостью. Ведь с Христом мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, – благовестники вечной жизни, потому что в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия. Авва Исаия говорит: «Поминай о Царстве Божием, и оно будет мало-помалу привлекать тебя». Поэтому монах всегда радостный. Духовным чувством он уже вкушает Царство Божие. И Сам Господь говорит, что это Царство – внутри нас.
– Как исполнить заповедь апостола: «Всегда радуйтесь»? Как стяжать истинную духовную радость?
– Когда монах обретет постоянное общение с Богом, плодом этого общения и будет радость. Настоящая радость – не психологическое, а духовное состояние. Святитель Нектарий Эгинский, современный святой, говорит: кто ищет источников радости вне себя, тот заблуждается. К примеру, человек, которого мы любим, приезжает к нам из-за границы. Мы, естественно, радуемся, что он с нами. Но сколько мы радуемся его приезду, столько огорчимся, когда он уедет. Разовьем эту мысль. Мы любим какого-то человека, но Бог забирает его, он уходит из жизни. И насколько мы любим его, настолько эта любовь превратится в боль.
Те радости, которые находятся вне человека, не абсолютны. Источник истинной радости – у него в сердце, это присутствие благодати. Поэтому человек Божий и при радостных, и при печальных событиях остается мирным и спокойным.
– Как сочетать заповедь о любви к ближним с обязанностью быть собранным и молчаливым?
– Мы нередко впадаем в крайности. Нужно рассуждение. К примеру, у одного нашего брата в монастыре был не очень хороший голос. Я ему говорю: «Знаешь, чадо, ты не пой в соборе, а пой в наших маленьких храмах, где только три-четыре других отцов будет». И вот он пришел петь, их было четверо в храме, но тут приходит с опозданием из кухни повар и становится пятым. Тут брат перестал петь и говорит повару: «Или ты, или я». Тот удивился: «Почему?». Брат отвечает: «Старец благословил мне петь только тогда, когда в храме до четырех человек».
Заповеди духовного отца мы должны понимать правильно. Надо знать, когда говорить и когда молчать. Ведь молчание бывает и от эгоизма, и от неврастении, а бывает молчание духовное. Я как-то попросил своих монахов не разговаривать во время службы. И вот один брат подошел на службе к другому и спрашивает его о чем-то по делу, о кухне, а тот вместо ответа показывает жестом, что нельзя говорить, палец приложил к губам. Это – не послушание. Так нельзя, он обязан был ответить. Но когда монах любит духовное молчание, Бог даст ему возможность и время молчать.(Продолжение в следующем номере)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.