Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Следующий вопрос на сайте: «У меня сильная зависимость от табакокурения. Что называется, и курить не могу, и не курить не могу. Курю с 21 года. Использованы все методы – очень хочу бросить курить и забыть про этот ужас». Что делать человеку в таком состоянии?
– Человеку иногда нужно дойти до разочарования в себе: «и курить не хочу, и не курить не могу». Человек видит свою немощь. Вроде взрослый человек (женщина, между прочим), от всей души, может быть, и освободилась бы от этой страсти, – а никак, никак.
И курящие женщины, которые, по-моему, уже перестали стесняться курить, как это было буквально лет 5–10 назад, когда на улице встретить курящую женщину было очень сложно. …Но они просто не знают, что их ждет – то же самое, что эту же женщину несчастную: она раба этого пристрастия. Человек сам себе становится противен. Но, с другой стороны, это приводит к смирению, а смирение – это самое лучшее, что с нами может произойти.
Мы, собственно, для того и родились на свет, чтобы обнаружить свою неспособность жить самостоятельно. Вот попробовали покурить – и теперь не можем не курить. А значит, я вообще не могу ни к чему прикоснуться здесь так, чтобы не понести какой-то душевный ущерб; потом выясняется, что я сам не могу восстановить этот ущерб. Да, все правильно, мы такие! Курение показывает человеку, кто он есть. Человек слабое очень существо, но при этом очень сильно мнящее о себе.
И, между прочим, есть такой психологический феномен, что ли, – когда человек делает первую затяжку, если посмотреть на него со стороны, то это квинтэссенция самонадеянности, самоуверенности, гордости. Такое чувство, что, знаете, бес прямо с этой первой затяжкой в человека вселяется и смотрит из него глазами своими.
Да, это удел гордого, самонадеянного сознания нашего, когда мы потихонечку становимся рабами страсти. А потом смиряемся и понимаем, что нам без Бога эту страсть не преодолеть. И тогда мы начинаем делать то, что позволило бы Богу нас избавить от этой страсти. Мы узнаем в христианстве, что Он как раз и хочет нас от этого избавить – Он для этого стал Человеком, пошел на Крест, чтобы избавить нас от того, что нас делает рабом греха, – от самой страсти, от самого греха.
Мы можем этим пользоваться, а вместо того чтобы пользоваться, мы Богу мешаем избавить нас от этих страстей. Только если в нас произошла переоценка происходящего в жизни, мы начинаем быть более доверчивыми к Богу, начинаем Его сами о чем-то просить, даже просим Его научить нас просить, потому что просить не умеем – мы прямо так и говорим: «Господи, научи меня молиться, я молиться не умею. У меня есть только желание курить непреодолимое, и все, а я уже больше не могу, я на грани отчаяния! Что мне делать, Господи?». Это судьбоносный период в нашей жизни, переломный, когда наша жизнь может приобрести совершенно иной характер, иное направление. И если бы не это обстоятельство, то мы, может быть, и не догадались бы об этом.
Потом мы говорим: «Слава Тебе, Господи, что мы до этого дожили и при этом выжили!», ведь до этого мы, собственно, занимались самоубийством. Сейчас также интересно наблюдать за людьми, как будто над ними кто-то нарочно издевается, сейчас на сигаретных пачках изображают, кроме слов, сейчас прямо фотографии цветные: связанные веревкой руки, а внизу написано: «Зависимость». «Ну, вот, человек, будешь курить?». Он говорит: «Буду!» – «С тебя 60 рублей» – он говорит: «Пожалуйста!»… Он за это еще и деньги платит!
– Иногда и похлеще там снимки бывают, но это никого не останавливает.
– До поры до времени. Видите ли, человек должен дойти до состояния опустошения, чтобы в конце концов сдаться и понять, что жить «из себя самого» просто невозможно, нечем. Человеку нужен внешний источник жизни – мы не самодостаточны, не можем себе позволить жить независимо ни от кого.
Тогда все меняется, тогда мы становимся православными христианами. Сейчас в Церкви очень много людей, которых в Церковь привело желание избавиться от пристрастия к сигаретам, водке, наркотикам. И люди избавляются от этого. Мне много раз приходилось в своей практике встречаться с людьми, которые даже не из-за этого, а по каким-то другим причинам пришли в Церковь и начали исповедоваться в своих грехах, приступать к церковным таинствам, а потом обнаружили, что церковная жизнь и курение – вещи несовместимые, что невозможно вести духовную жизнь в Церкви и при этом курить.
– Молитва помогает человеку побыстрее справиться с этим.
– Просто тогда уже человек начинает избавляться от этого пристрастия целенаправленно. Как, допустим, наши воспитанники в реабилитационном центре «Подвижник». Все, кто приезжает к нам на реабилитацию, – курящие. Табакокурение – это та же самая наркомания, самая настоящая. И они целенаправленно молятся, просят Бога, чтобы Он избавил их от табачной зависимости. «Да бежит от меня злая табачная страсть туда, откуда пришла, во чрево адово» – это из молитвы Амвросию Оптинскому. И мы видим, какие это дает результаты. (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.