Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №№20–21 (2014)
– «Лучшие люди познаются нравственным развитием и высшим нравственным влиянием» – эта мысль принадлежит Федору Михайловичу Достоевскому. Георгий Георгиевич, Вы играли в «Братьях Карамазовых». Вам не кажется, что слова, которые черт нашептывал Ивану, уже сбылись или сбываются – мы видим рождение человека плотского, скажем так, распущенного, человека потребления у нас в России (мне кажется, на Западе это состоялось намного раньше). Тот же Достоевский говорил, что Запад духовно погибает. В этом смысле он оказался пророком. А если про нас говорить?
– Черт был прав.
– Искусство, театр могут как-то воспрепятствовать духовной катастрофе?
– Конечно. Есть один, на мой взгляд, фокус: если то, что происходит на сцене, вдруг рождает сознательный и чувственный отклик, то человек оказывается на встрече с самим собой. Эта встреча не всегда комфортна. Если не решается человек на ту степень правды о себе самом, которую предлагает, никого не насилуя, без агрессивности, Федор Михайлович, то встреча с миром Достоевского и не произойдет. Я никогда не любил слово «роль», тем более, применительно к персонажам, рожденных гением Федора Михайловича. Это не роли – это судьбы.
– Шаляпин, когда пел Мефистофеля, после спектакля шел в церковь и причащался – он понимал какую роль исполнял. Вам, после определенных сцен, как?
– Ну, было, было – интересно было.
– А где Вы искали силы?
– Чем глубже тебе удалось прожить роль, тем большей радостью тебе природа возвращает. Да, тебе после спектакля, как бы сказать, немножко непросто. Бывало, кто-то из знакомых после спектакля, будь то «Преступление и наказание» или «Карамазовы», или «Бесы» меня встречал, и я понимал, что на них это произвело серьезное впечатление, и они готовы были мне помочь до дома дойти, а я никому бы не мог объяснить, что я сейчас парю. Да, силы истрачены, но какая от этого радость, какое счастье, какое парение, потому что ты взобрался на такую высоту! Страдания ли? Веры ли? Отчаяния ли? Покаяния ли? Но измерений подлинных, христианских, православных.
– Наверное, все-таки Вам помогал Господь на Вашем пути и давал силы, ведь Вы рассказывали людям о спасении души.
– Конечно.
– Если подытожить наш разговор, Вы первый и, может быть, единственный артист в России, который сыграл образы героев раскаивающихся. Может быть, Вы показали это людям. Мы раньше, наверное, называли это мучением совести, но никто не знал, как исправлять свои ошибки. Это знание дает только Бог, Церковь, где совершаются и таинство любви, и таинства прощения через Исповедь и Причастие. Об этом писал Достоевский. Так что счастливые мы люди – даже в советские времена всегда это было, хочется Вам в ножки поклониться за то, что Вы показали это.
– Что Вы! Давайте мы вместе поклонимся Федору Михайловичу.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/veruyu-moskva-vypusk-ot-23-marta
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.