Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (773) → Душа тоскует по гармонии

Душа тоскует по гармонии

№20 (773) / 27 мая ‘14

Верую

«Кто я? Тварь дрожащая или право имею? Если Бога нет и вечной жизни тоже, значит, все позволено?». Вы, наверное, догадались, что я повторяю самого сложного русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Гость нашей программы – человек, для которого Достоевский стал, по-своему, визитной карточкой. Пожалуй, никто не сыграл так много героев Достоевского в экранизациях, как народный артист России Георгий Георгиевич Тараторкин.

Георгий Георгиевич, огромную известность Вам принесла роль Родиона Раскольникова в фильме «Преступление и наказание». Как Вас утвердили на эту роль?

– Когда со мной это случилось, я растерялся перед мощью мира Федора Михайловича Достоевского, мощью мира «Преступления и наказания». Замечательные актеры были заняты в фильме – Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Ефим Захарович Копелян, Евгений Алексеевич Лебедев, Майя Булгакова. А я – молодой актер. То есть можно было сойти с ума. Меня тогда если что и объединяло с Родионом Романовичем, так это то,что мне в ту пору было ровно столько же лет сколько Раскольникову.

Когда меня пригласили на роль Раскольникова, я не очень был здоров, и первое знакомство со мной ассистентов режиссера Льва Александровича Кулиджанова произошло в больнице в Ленинграде. Они сказали, что есть такое предложение, пожелали мне поправляться. Я, естественно, попросил книжку. Читаю книгу, помню, такой момент поразил, для меня это было открытие: Федор Михайлович разнимает миг. Когда я, то бишь, Раскольников уже совершил убийство и собирался уйти, то услышал шаги, прикрыл дверь, накинул крючок, и вдруг над головой раздался звонок. Там дергают, и – звонок. И я помню ощущение, предельное. Представляете, там – совершенное преступление, здесь, надо мной, ощущение предела эмоционального, а он это предельное состояние разнимает. Я на пределе, а глаза бегут по строчкам дальше, дальше, а ощущение… Помню, как у меня книжка улетела в угол палаты.

Недаром каждое время открывает в судьбе Родиона Романовича то, что становится вдруг наиболее близким, доминирующим. Свидание с такими судьбами бесследно не проходит ни для твоего сознания, ни для твоей души, ни для твоей системы чувствования. Помню, я еще в ту пору работал в Ленинградском ТЮЗе, и так случилось, что меня пригласили в Москву, в спектакль «Петербургские сновидения», который уже шел, на новую встречу с Родионом Романовичем.

Прошло четыре года, не Бог весть какой срок в историческом масштабе, но очень немалый для человеческой судьбы, для изменений отношений с самим собой, с миром. И я думаю: надо открыть книжку. Открываю и читаю новое для себя произведение. То, что четыре года тому назад мне казалось в судьбе Родиона Романовича самым главным, вдруг становится второстепенным, а доминировать начинает что-то другое.

– То есть возраст диктует разные прочтения?

– Конечно. Причем, когда мы говорим, что классика это вечное, то оказываемся под гнетом такого авторитета, что утрачиваем живое чувство. Здесь очень важно, как мне кажется, совершить пусть скромное, но личное открытие этого.

– Вы сказали, что Вам выпало счастье не единожды встретиться с миром Федора Михайловича.

– Встреча с такими мирами на профессиональной стезе, по сути дела, становится встречей с ними собственной души. Это завораживает своей непростотой. Так случилось, что на протяжении 10 лет я был связан с судьбой Ивана Федоровича Карамазова, и это опять удивительное открытие. Мне было 30 с небольшим, когда мы встретились на сцене. И я знаю, как на протяжении 10 лет он менялся, потому что я менялся, мир вокруг менялся, мои отношения и с самим собой, и с окружающим миром менялись. Но только я знаю, что даже когда мне уже было много больше лет, чем моему герою, моего опыта оказывалось недостаточным, чтобы оказаться и на высоте его верования, и на глубине его отчаянья. Вот что удивительно. С одной стороны, как душа тоскует по гармонии, а с другой стороны – как манит хаос! (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/veruyu-moskva-vypusk-ot-23-marta

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс