Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (770) → Русские на Афоне

Русские на Афоне

№17 (770) / 1 мая ‘14

Ведущий Андрей ПечеринКнижная полка

«Русский скит на Афоне Новая Фиваида». Издательство «Сибирская благозвонница».

Как известно, Афон всегда занимал особое место в жизни православного. Существует древнее церковное предание, что некогда здесь побывала Пресвятая Богородица, на все грядущие века освятив эту землю Своими стопами. Святую Гору называют уделом Божией Матери, сюда веками стремились православные люди со всего мира, в том числе и из России. И некоторые из них оставались на Святой Горе до конца своих дней. О русском монастыре, который был основан на Святой Горе нашими соотечественниками, рассказывает книга, написанная неизвестным русским иноком, жившим на Афоне в начале прошлого века, – «Русский скит на Афоне Новая Фиваида».

Книга вышла в свет в издательстве «Сибирская благозвонница» и повествует о возникновении, становлении и развитии малоизвестного русского скита Новая Фиваида, его насельниках и святынях.

По словам издателей, первые упоминания о христианских отшельниках, подвизавшихся на Святой Горе Афон, относятся к IV веку. В VII веке, когда мусульмане вторглись в Сирию, Палестину и Египет, множество монахов из этих областей перебралось на Афон, основав здесь первые монастыри. Вскоре число их увеличилось настолько, что в 676 г. император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населявшим его инокам. Этот гористый северный «зубец» Халкидики, глубоко вдающийся в Эгейское море, стал уникальной монашеской республикой с удивительными традициями и исключительно мужским населением.

Много испытаний перенесла за свою многовековую историю эта древняя земля. Множество раз она подвергалась нападениям латинян, ее разоряли пираты и разбойники, а после падения Константинополя в 1453 г. Афон перешел под власть турок, которые обложили монастыри денежной данью. «Турецкое иго» формально продолжалось на Афоне вплоть до 1912 г., когда Афон вошел в состав Греции на правах особой самоуправляющейся области.

Наши соотечественники начали появляться на Афоне со времени крещения Руси, а к XI веку их стало уже так много, что Протат (орган самоуправления Святой Горы) передал русским монахам так называемый монастырь Фессалоникийца, посвященный святому великомученику Пантелеимону (теперь он называется «Старый Русик»). Именно он дал имя новому Иусскому Свято-Пантелеимонову монастырю («Новому Русику»), появившемуся в 1760 г.

К сожалению, сосуществование русских и греков на Афоне не всегда было мирным. Череда войн России и Турции, противотурецкие греческие восстания и, наконец, создание независимого греческого государства в 1830 г. происходили, конечно, за границами тихой монашеской республики, но отзвуки их доносились до святогорцев и влияли на их жизнь. Турецкое правительство видело в русских насельниках Святой Горы шпионов. Греки, долгое время находившиеся под мусульманской властью Турции, болезненно реагировали на любое вмешательство России в афонские дела, воспринимая это как посягательство на исконно греческую территорию, а присутствие русских – как нарушение своих исключительных прав на обладание Святой Горой.

Российская империя, в свою очередь, активно покровительствовала русским афонитам, формально остававшимся ее подданными. Кроме того, сложившаяся ситуация осложнялась тем, что на протяжении XVIII – XIX вв. Россия постоянно вела войны с Турцией, и русские святогорцы оказывались отрезанными от своей Родины, которая в такие периоды не могла помочь им ни материально, ни дипломатически.

Все это привело к тому, что к середине XVIII в. русские, как, впрочем, и все не-греки на Святой Горе, оказались в положении притесняемого меньшинства. К 1735 г. в Русском монастыре не осталось ни одного русского монаха, и монастырь был объявлен греческим.

Почти сто лет в Русике не было русских иноков. За это время монастырь пришел в такое запустение, что через 35 лет греческая братия вынуждена была покинуть его и переселиться в прибрежную келью рядом с пристанью, которая принадлежала монастырю. Но это не спасло положение, и в начале XIX в. Протат принял решение исключить Русик из числа святогорских обителей и передать принадлежащие ему земли другим монастырям. К счастью, Константинопольский патриарх Каллиник V не утвердил этого проекта, но, напротив, специальной грамотой предписал Протату принять все меры к его восстановлению. Так Промыслом Божиим был спасен главный центр русского присутствия на Святой Горе.

В 1839 г., после окончания очередной русско-турецкой войны и восстановления связи с Россией, в Русике вновь появились русские иноки, которым тогдашние его хозяева – греки – выделили для проживания корпус, а для богослужений – отдельную церковь. Двум братствам оказалось очень трудно ужиться, свидетельством чему так называемый «Греко-русский процесс», сотрясавший монастырь в 1874–1875 гг. Процесс этот закончился в 1875 гг. избранием русского игумена схиархимандриа Макария (Сушкина), и этот момент можно считать датой окончательного перехода монастыря к русским. Отныне Русик вновь соответствовал своему названию. Это событие было с радостью встречено всеми русскими афонитами – не только насельниками Русика, но и множеством рассеянных по Святой Горе русских пустынников и отшельников. Немало наших соотечественников было и среди сиромах – странствующих монахов, не имевших собственной кельи и скитающихся от монастыря к монастырю в поисках подаяния.

К тому времени число русских сиромах, которых постоянно кормил Свято-Пантелеимонов монастырь, достигло тысячи человек. Всем пустынникам и странникам, вытесненным со своих мест монахами-греками и не имеющим где главу приклонить, архимандрит Макарий разрешил обосноваться на земле, принадлежащей русскому монастырю. Так в местности, называемой Крумица, рядом с границей Хиландарского монастыря, возник скит Новая Фиваида.

Дивная своим величием природа сей пустыни представляет собой прекрасную и живительную картину. Живописным расположением, убранством роскошной растительности, благорастворением воздуха и изобилием плодов земных она, одетая свежестью своих зеленых левад и ароматом разных цветов и благовонных трав, круглый год напоминает своим насельникам Богом насажденное место, в котором жили наши прародители, то есть рай Эдемский на востоке. Все в ней манит к молитвенному созерцанию и побуждает обитающих здесь говорить слова, некогда сказанные на святой горе Фаворе: «Добро нам зде быти» (Мф. 17,4).


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 11.45, 17.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Люди церкви

Сергей Леонидович Кравец: Познание не противоречит вере

Ведущий Андрей Самохин, журналист

Окончание. Начало в №14 – 15 (2014) Сергей Леонидович Кравец, директор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». – Давайте поговорим о «Православной энциклопедии». Сама по себе энциклопедия – это работа на вечность, только великое государство может выпускать энциклопедию. – Вообще, с фундаментальными

 
Медицинский городок

Профилактика нужна круглый год

Татьяна Плесовских, врач-фитотерапевт, педиатр

– На что мы сегодня обратим особое внимание? – Звонков поступило множество, особенно после Православной выставки, где многие купили средства оздоровления. Это хорошо, что вы их покупаете, профилактикой здоровья нужно заниматься каждый день. Как сказал наш священник отец Владимир Зязев: «Не поддерживать свое здоровье – это медленное самоубийство». Поэтому Господь дал врачей, и Господь дал нам православные

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс