Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святитель Амвросий Медиоланский. «О покаянии». Издательство «Сибирская благозвонница»
Святитель Амвросий Медиоланский известен как великий западный учитель эпохи Неразделенной Церкви и яркий представитель так называемого золотого века святоотеческой письменности (IV – первая половина V века), плодовитый церковный писатель, богослов, экзегет и наставник христианской нравственности, учитель Церкви, автор произведений различного характера, в том числе и нравственно-аскетических. К последним принадлежит его сочинение «О покаянии», вышедшее в свет в издательстве «Сибирская благозвонница».
Как сообщают составители, будущий святитель был выходцем из знатного римского рода, его отец был губернатором провинции Галлия. Получив прекрасное для своего времени образование, Амвросий собирался пойти по стопам своих предков и готовил себя к государственной службе. И действительно, он стал адвокатом в Сирмии, а затем и губернатором провинции Эмилия-Лигурия на севере Италии со столицей в Медиолане (современный Милан).
Однако Бог судил иначе и призвал Амвросия на службу Себе и Своей Церкви. В 374 году умер Авксентий, епископ Медиоланский, и начались споры о его преемнике. К тому времени Амвросий уже был известным государственным деятелем и уважаемым в народе человеком. И вот на выборах нового епископа во время шумных дебатов вдруг раздался детский голос: «Амвросий – епископ!». Однако Амвросий на тот момент даже не был крещен, не имел богословской подготовки, к тому же считал себя недостойным столь высокого предложения. Но слова, прозвучавшие из уст ребенка, были восприняты всеми как указание свыше, и он был вынужден уступить требованию народа. Вскоре после Крещения Амвросия рукоположили в епископа. Как Архипастырю Медиолана — второй столицы Западной Римской империи, где часто пребывал император, св. Амвросию пришлось много потрудиться на ниве богословия, много сил положил он для спасения своей паствы.
Сочинение свт. Амвросия Медиоланского «О покаянии» стоит в ряду произведений древнецерковной литературы, созданных на ту же тему: Пастырь Ерма (середина II века), «О покаянии» Тертуллиана (около 200 года) и др. Поводом для написания его стала полемика с новацианским расколом. Этот раскол возник в Римской Церкви в середине III века и связан с именем римского пресвитера Новациана, личности весьма неординарной, авантюристического склада. Ради справедливости стоит отметить, что новацианство по своим догматам и богословию практически ничем не отличалось от Православной Церкви. Его главные заблуждения лежали в области экклесиологии — учения о Церкви. Традиционно признаваемую святость Церкви они представляли как святость ее членов, а саму ее считали сообществом святых, а себя именовали «чистыми» (кафарами). Церковь устами своих отцов выступала против новацианства. Известно, что против него писали свв. Киприан Карфагенский и Евлогий Александрийский, боролись свв. Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский. К Новациану с письмом обращался свт. Дионисий Великий, убеждая отказаться от раскола и вернуться в лоно Церкви...
Во время жизни свт. Амвросия Медиоланского общины новациан существовали и в Италии, представляя собой известного рода «оппонента» Вселенской Церкви, и потому неудивительно, что свт. Амвросий обращает на них внимание и пишет специальный трактат против них — «О покаянии». Это произведение посвящено вопросу о том, имеет ли Церковь право прощать тяжкие грехи на Исповеди в таинстве Покаяния. Св. Амвросий излагает церковное учение о покаянии и доказывает, что Господь прощает всех, кто искренне кается в своих грехах. По мнению святителя, никто, кроме Бога, не имеет права строго судить грешников, в особенности кающихся, и отказывать им в прощении. Свое изложение святитель прочно основывает на Священном Писании Ветхого и Нового Завета, где находит множество примеров покаяния, и в первую очередь в лице пророка Давида и апостола Петра.
И хотя сейчас формально новациан уже нет, однако в Церкви порой можно встретить людей, слишком строго судящих грехи и проступки других. Поэтому произведение св. Амвросия и в наше время не есть достояние только лишь истории церковной письменности, но по-прежнему актуально. Актуальны и следующие слова святителя, которые каждый христианин никогда не должен забывать: «...не следует считать учениками Христовыми тех, которые вместо кротости дышат жестокостью и вместо смирения облекаются гордостью, а сами, ища для себя милосердия Божиего, для других его отрицают, подобно учителям новацианским, называющим себя чистыми».
Что касается покаяния как таинства, то, по словам отечественного исследователя И. И. Адамова, свт. Амвросий свидетельствует о наличии в Древней Церкви двух видов Исповеди – частной (как сейчас) и публичной. Публичное покаяние надлежало приносить в случаях тяжких грехов, а частное — в случае менее тяжких. При этом «искренность внутреннего расположения и раскаяния должна быть засвидетельствована постоянными молитвами к Богу, скорбями и слезами, истязаниями тела, постом, а также делами милосердия. Свое внешнее выражение покаяние должно иметь, наконец, в полном удалении от участия в церковных таинствах».
Св. Амвросий не ограничивает распространение покаяния лишь легкими грехами, как новациане, или всеми грехами, кроме грехов против Святого Духа, как считал св. Киприан Карфагенский, но полагает возможным прощение любых грехов: «Даже и Иуда предатель мог бы заслужить прощение у Бога за свое преступление, если бы только покаялся пред Христом, а не перед иудеями. Основанием такой надежды на бесконечность всепрощения Божия служит вера во всемогущество Бога: Бог может простить и такие грехи, которые кажутся человеку непростительными, потому что невозможное для человека возможно для Бога».
Каждый имеет свою меру ответственностиПродолжаем рассматривать Послание апостола Павла к Римлянам и снова обращаемся к свидетельству 14-й главы.Она посвящена важности неосуждения, иначе ни о какой любви говорить не приходится. Апостол Павел определяет совершенно неожиданную
Продолжение. Начало в №№9–11 (2014) Салат из пекинской капусты с зеленым луком Потребуется: 500 г пекинской капусты, 50 мл растительного масла, 1 ч. ложка уксуса, 2–3 стебля зеленого лука. Крупные листья пекинской капусты разрезать на 2–3 части, полить салатной заправкой из растительного масла, смешанного с уксусом, перемешать, уложить в салатницу и посыпать нарезанным колечками зеленым луком.Салат свекольный с огурцом
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.