Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Построить дом, посадить дерево, вырастить сына – вот три кита, на которых зиждется уверенность человека в том, что жизнь прожита не напрасно. При этом не принято упоминать о главной стройке жизни – строительстве дома духовного.
Довольно часто в Писании встречаются духовные поучения, где в качестве аналогии используется образ построения дома. Этим образом заканчивается Нагорная проповедь Спасителя – всякого, кто слушает Христа и исполняет слова его, Господь уподобляет мужу благоразумному, который построил дом свой на камне – такому дому не будут страшны дожди, разливы рек и сильные ветры; напротив, человек, слушающий, но не исполняющий слова Христа, подобен человеку безрассудному, построившему дом на песке. Этот дом от напора стихии упадет.
Подобным образом говорит и апостол Павел. Он называет себя тем, кто положил основание веры, а человек уверовавший затем обязан возводить здание из благородного вещества – золота, серебра, драгоценных камней. Тому, кто строит из дерева, сена и соломы, апостол угрожает уроном, поскольку огонь испытает дело каждого. Под огнем разумеем великий день всеобщего воскресения и последнего Суда.
Взглянем теперь на строительство духовного дома. Что одинаково необходимо в духовных трудах и созидании дома? То и другое – процессы длительные и требующие специальных знаний. Размешивать раствор и носить кирпич может каждый, у кого достаточно здоровья, но ровно поднимать стены и связывать углы, угадывать незаметные для непосвященного глаза нюансы может лишь тот, кто имеет опыт. Это – первое. Второе подобие еще более важно: дом строится постепенно, этап за этапом, и ни одним из промежуточных этапов нельзя пренебречь. Ничто нельзя отбросить, забыть, ни от чего нельзя отмахнуться. Нельзя, чтобы крепость фундамента не соответствовала запланированной тяжести стен. Нельзя, чтобы кривизна превысила допустимый предел отклонения. Нельзя экономить на материалах, заменяя нужное количество цемента песком. Нельзя строить дом, начиная с крыши, словно ты рисуешь его на мониторе компьютера. Нужно зарываться в землю, а затем устремляться вверх, в строгом соответствии с направлением роста дерева. Ибо искусство всегда подражает природе и не имеет права пренебрегать ее законами.
Наш духовный дом строится так трудно и так медленно, его стены так часто обрушиваются, и работе не видно конца именно потому, что мы строим абы как. Словно строим не для себя. Мы допускаем грубейшие ошибки в планировании, не соблюдаем технологии, и души наши, возможно, похожи на недостроенный дачный городок – куплена земля и начаты работы, но ни один домик не доведен до ума. Там – нет крыши, и отсырели стены, а вот там – ночуют бомжи и выбиты стекла, а здесь из фундамента выросло дерево и стены подняты лишь на локоть.
Образ строящегося дома присутствует не только в Писании, но и в святоотеческих творениях. Авва Дорофей, к примеру, подробно останавливается на этом образе. Он говорит о полагании фундамента, каковым является апостольская вера. Затем наступает черед возводить стены. Стены складываются из кирпичей, кирпичи – добрые дела, совершенные ради Господа, исполнение заповедей. Простил обиду – положил кирпич. Сдержал гнев и не дал развязаться зачесавшемуся языку – положил еще один кирпич. Помолился внимательно и от сердца – еще кирпич. Чтобы кирпичи держались друг друга, нужен цемент. Цемент – это смирение. Гордо совершенные добродетели рано или поздно рухнут, словно кирпичи, не скрепленные цементом. Такое строительство продолжается долго.
Наконец, когда стены возведены и не падают, можно покрывать дом крышей. Крыша – это любовь, она же венец всех добродетелей. Очень важно отметить, что любовь как самостоятельная добродетель отсутствует. Ее невозможно взращивать отдельно от всех остальных добродетелей, наоборот, нужно воспитывать в себе терпение, сострадание, умеренность, воздержанность, молитву, отзывчивость. И лишь тогда, когда эти труды продолжаются упорно и начинают приносит плод, есть надежда, что Бог увенчает их подарком – подарит любовь, и она явится сама, как Небесный дар, как венец всех ранее понесенных трудов.
Трудно сказать, на какой стадии готовности находится наш бесценно важный строительный объект: у кого-то выросли стены, у кого-то только положен фундамент. Всем стоит подумать об убегающем времени и о душе, стремящейся на встречу с Воскресшим Господом. Он будет принимать работу, и не только принимать работу, но и поселиться захочет в сооруженном жилище. Поскольку сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Стыдно будет предоставить Господу недостроенное и не украшенное жилище без крыши, не могущее укрыть путника ни от дождя, ни от зноя…
Предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 гг., но актуальны и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви , содержат множество примеров из жизни
На кого мы надеемся?Продолжим наш разговор об эсхатологии Исаии… Маленький отрывок, половина главы, – но здесь вся суть этого мира, человеческой истории, всего того, чем гордится человек. Ведь все достояние официальной эпохальной истории воспринимается
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.