Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Кто из нас в школьные или студенческие годы не сталкивался с ситуацией, когда в классе или в группе среди учащихся находился один, самый активный, – ему «больше других надо было знать», во всем разобраться. Сидел он, как правило, на первой парте и постоянно задавал преподавателю вопросы или втягивал его в дискуссию, чем немало радовал остальных. Глядишь, проговорит с учителем полурока, и тот спросить никого не успеет. То-то хорошо! Знакомая картина? Наверняка. Вот и в нашей Школе покаяния такой ученик появился. Правда, в эфире дискутировать ему не с руки, зато после выхода программ он звонит нам по телефону или просто заходит на телеканал «Союз», чтобы обсудить ту или иную тему, которая его волнует. Недавно он, по итогам очередных занятий в Школе покаяния, обратился с вопросами, которые, возможно, волнуют и других наших зрителей: «А надо ли нам, мирянам, так глубоко, аж по творениям святых отцов, изучать веру? Получается, если человек вере не учится, то тогда он и верит неправильно? Но как можно в этом упрекнуть христиан, которые регулярно бывают на богослужениях, приступают к таинствам? Разве может такой человек быть неверующим во Христа или верующим неправильно? Разве есть некие критерии, по которым возможно определить, правильно ли человек верует? Спасается ли он?» Оказывается, подобные вопросы волновали и многих других людей, и в разные времена, а потому святые отцы на них отвечали и утверждали, что веру знать надо, в Церкви пребывать необходимо и жить по вере должно. И мы поговорим об этом подробнее.
Еще в XVIII веке святитель Тихон Задонский писал: «Многие говорят, что ходят в церковь на молитву, славословие, воспевают Бога и благодарят, но это им не приносит пользы. Это значит, что они устами поют и благодарят Бога, но сердцем отстоят от Него как говорит о них Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8) и беззаконной жизнью бесчестят и хулят имя Божие... Разве они веруют в Бога? Нет. Истинная вера приносит добрые плоды и удаляется от злых дел. А они «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1, 16), как учит апостол».
Спустя 100 лет, уже в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) с болью в сердце говорил о том же – что общество его времени далеко отступило от первохристианских идеалов, что грех во всем его многообразии глубоко проник повсюду: и в крестьянские избы, и в царские дворцы. И повсюду святитель встречал оскудение истинного духовного знания и недостаток правильного духовного руководства и свидетельствовал, что знание Истины утратилось…
«Ныне всякий имеет более или менее свой образ мыслей, – пишет Владыка, – свою религию, свой путь, принятый произвольно или случайно, признаваемые правильными, или только оправдываемые. Это бесчисленное стадо, потерявшее связь и единство в истине и духе, представляет духовному наблюдению вид величайшего беспорядка: каждая овца бредет в свою сторону, никто о ней не заботится, люди уже более не слышат – так отяжелел слух их – спасительного гласа истинного Пастыря, раздающегося из Его Святой Церкви... Оглушил их шум земных, лютых попечении, шум увеселений чувственных, шум земного преуспеяния. Прильпе земли душа их, неспособна к восприятию впечатлений духовных».
Но если так было в православной России уже и в XVIII, и в XIX веках, то как же дела обстоят в настоящее время? Наш собеседник полагает, что так: если кто-то чего-то в настоящее время о вере и не знает, то Господь такого человека все равно не оставит в неведении и Сам просветит его светом Своей Истины, ведь Богу виднее, что, когда и как нужно делать и не нам судить, правильная у нас самих или у наших ближних вера или нет...
В годину гонений на христиан многие верующие укрылись по горам и пещерам. Так поступила и мать Кодрата. В это время она была непраздной, родила Кодрата в лесу и вскоре умерла. Соблюдаемый, питаемый и управляемый Божиим Промыслом и ангелом-хранителем, Кодрат вырос в уединении среди дикой природы.
Продолжение. Начало в №9 (762) На вопросы отвечает Владыка Феодосий, епископ Бишкекский и Кыргызстанский. – Если человек сокрушается, кается, но у него есть такое, что он не может это другому священнику рассказать, он может покаяться перед Богом и дать обет всю эту ситуацию священнику или духовника своему, который знает о ней, все рассказать.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.