Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 гг., но актуальны и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви, содержат множество примеров из жизни современных прихожан.
В прошлом номере мы начали знакомство с очередным диском из набора «О пути ко спасению» серии «Школа покаяния». И называется этот диск, состоящий из 10 лекций, – «Сокрушение сердца постом и молитвой».
В первых лекциях рассказывается о необходимости выбора точного направления пути, чтобы достичь намеченной цели – Царства Небесного. Пойти в другом направлении – означает оказаться в погибели вечной. Об ответственности за правильный выбор предупреждает Господь: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14).
Как бы нам не оказаться со идущими в погибель! Как найти единственно правильное направление, ведущее в жизнь вечную? Подобно тому как на всякой еще не известной нам дороге мы смотрим на указатели, так и на пути спасения необходимо их искать. Святые отцы, нашедшие узкие врата и прошедшие тесным путем, сообщают нам в своих писаниях об основных его этапах. Первым пунктом, указательной вешкой на нем, они называют сокрушение сердца.
Мы уже приводили слова преподобного Иоанна Лествичника и святителя Игнатия (Брянчанинова) о необходимости начинать спасение с обретения первоначальных признаков покаяния, без которых обретение прочих даров от Бога невозможно. Напомним эти важнейшие первоначальные состояния христианина: сокрушение или болезнование духа, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, суда Божия и вечных мук, страх Божий. Святитель Игнатий подчеркивает, что сокрушение сердца, нищета духа – это признаки и свидетельства правильности христианского подвига, а их отсутствие – точный признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения прелести или бесплодия.
В своих высказываниях отцы опираются на Священное Писание. Вспомним Евангельские заповеди блаженств – эту лестницу, возводящую от земли на Небо. Тот, кто хочет взбираться по ней, обязательно должен начать с первой ступени – нищеты духа (синоним – сокрушение сердца). Другие первые ступени относится к иной лестнице, которая поведет уже не вверх на Небо, а, скорее всего, вниз, в погибель.
Итак, Сам Бог указывает нам единственную лестницу, возводящую в Царство Небесное, которая начинается с первой ступени: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). В словах Господа явно видно, что обретшие нищету духа (напомним, синоним – сокрушение сердца) будут блаженны, потому что они пошли правильным путем, вступили на ту единственную первую ступень единственной лестницы, указанной Самим Христом, которая приводит в Царство Небесное.
Если сокрушение сердца так важно, как первый этап пути спасения, то нам совершенно необходимо знать способы достижения этого самого состояния сокрушения. Автор лекций, опираясь на труды святителя Игнатия, рассказывает не только о необходимости поста для человека, но и сообщает основные критерии правильного поста, при которых он будет способствовать сокрушению сердца, то есть станет одним из средств восхождения на первую ступень Евангельских блаженств. В связи с вступлением в святую Четыредесятницу, лекции становятся более актуальными, и могут оказать существенную помощь тем, кто еще не научился приобретать духовную пользу от поста.
Сделаем краткий обзор того, о чем говорится в лекциях. Как правильно подобрать меру поста? Совсем не безопасно решать это самостоятельно! Неумеренный пост может повредить человеку. Неслучайно у некоторых христиан обостряются хронические болезни, так что им приходится увеличивать дозы принимаемых лекарств. Неспроста кое-кто даже попадает в больницу. В некоторых случаях наступает телесное бессилие, при котором бывает невозможно выполнять свои естественные обязанности, тем более исполнять молитвенное правило и читать духовную литературу. Порой усиливается раздражительность, так что и ближних терпеть бывает совсем невозможно. Некоторые начинают пост по полной строгости устава, но после первой недели уже переходят на скоромную пищу. Кто-то держит пост первую, четвертую и седьмую неделю Четыредесятницы, а все остальное время ест что хочет. Если такое или подобное этому происходит, то только по той причине, что мера поста подобрана неверно, не согласована с опытным духовником, хорошо знающим человека – его состояние здоровья, социальное и семейное положение, производственную и домашнюю нагрузку, духовное состояние, опыт соблюдения постов. Все это необходимо учитывать, чтобы назначить христианину правильную меру поста. Так учит Сам Спаситель, говоря, что пост должен служить человеку, а не человек посту. Бог дает нам пищу для поддержания нашего тела, а не для разрушения его.
А сколько нужно съедать пищи? Вопрос тоже злободневный. Мало того, что постная еда менее питательна и низко-калорийна, некоторые пытаются еще и употреблять ее по объему меньше, чем скоромную, оправдываясь необходимостью принесения этим жертвы Богу. Но это лукавая мысль. Святитель Игнатий говорит, что нельзя расценивать пост, как жертву Богу. Пост – это уплата неоплатного долга пред Господом, он совершается ради прощения наших грехов, ради исцеления души от страстей. При другом понимании легко может усилиться превозношение и душепагубгая гордость. Вот так все серьезно! Неправильная мера поста может привести нас к погибели.
Новоначальные должны употреблять пищу до сытости, но не до пресыщения, и в промежутке между приемами пищи ничего больше не есть. Такой режим поста и сохранит достаточные физические силы, необходимые для несения тягот мирской жизни, и создаст все-таки некоторое напряжение в теле, при котором будет ощущаться небольшая немощь, обычно бывающая при не очень тяжелой болезни. Душа, неразрывно связанная с телом, вполне закономерно будет сострадать ему, ища помощи у Бога. От этого легко может родиться молитвенный вопль к Спасителю с просьбой о помиловании, что уже можно отнести к начальной стадии сокрушения сердца. При искреннем сожалении о совершенных ранее грехах и осознании своей греховности, в сочетании с прошениями к Богу, усиливающимися от умеренных трудностей поста, сокрушение сердца может развиваться. Нетрудно догадаться, что начатое таким образом преобразование души, может достигнуть своей цели и укрепиться в человеке при исполнении еще одного условия – длительности поста.
Поэтому начавшийся Великий пост – самое благоприятное время для обретения первоначальной христианской добродетели – сокрушения сердца. Более подробно эта тема изложена на предлагаемом нами диске «Сокрушение сердца постом и молитвой».
(Продолжение следует)
Содержание диска «Сокрушение сердца постом и молитвой»
1. Вступительное занятие. О необходимости изучения веры.
2. Сокрушение сердца. Промыслительное смирение.
3. Сокрушение сердца. Живая ли у меня вера?
4. Сокрушение сердца. Почему я грешу?
5. Сокрушение сердца. Как причащал праведный Иоанн Кронштадтский. Тайна сатаны и почему повторяются грубые грехи. Три условия прощения греха.
6. Пост, как средство сокрушения сердца. Как проверить, плотской я человек, или духовный. Как получить пользу от поста. Три правила поста.
7. Молитва как средство сокрушения сердца (начало).
8. Молитва как средство сокрушения сердца (продолжение).
9. Молитва как средство сокрушения сердца (окончание).
10. Печаль по Богу.
Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.
Храни Вас Господь!
Содержание цикла:
Продолжение. Начало в №5 (758) Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы? – Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение любви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню.
Окончание. Начало в №9 (762) Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор.Каждый дом, где обитает любовь –это и в самом деле дом, ибо в нём отдыхает сердце.Генри Ван Дайк Не всегда душевная немота безмолвна. Она может кричать и вопить, ругать и обзывать, оскорблять и унижать, а иногда даже бить. Нужен лишь малый повод
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.