Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (762) → О пути ко спасению

О пути ко спасению

№9 (762) / 3 марта ‘14

Школа покаяния

Продолжение. Начало в №5 (758)

Мы предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению», состоящий из 13 дисков общим звучанием более 160 часов. Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 годах, но остаются актуальными и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви, содержат множество примеров из жизни современных прихожан, что значительно облегчает усвоение материала.

Мы продолжаем знакомство с лекциями преподавателя воскресной школы при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы города Екатеринбурга Сергея Михайловича Масленникова.

Основываясь на опыте святых отцов Церкви, и в первую очередь на трудах святителя Игнатия (Брянчанинова), автор, имеющий более чем 10-летний опыт катехизаторской работы, рассказывает об основных этапах пути, ведущего в жизнь вечную, учитывая особенности современного окружающего мира и состояние нынешних христиан, приводя реальные примеры из жизни прихожан, с которыми он работает все это время.

На всяком пути, пусть даже на обычной дороге, имеются различные знаки и указатели, чтобы не сбиться и не оказаться там, где вовсе не хотел быть. Тем более на пути духовном – пути спасения, где не поможет накопленный жизненный опыт, не выручат приобретенные мирские знания, где бесполезны все внешние органы чувств: зрение, слух, осязание и прочие, требуются четкие указатели (вешки), обозначающие этот путь.

Кто-то удачно сравнил путь спасения с движением по болоту, где есть единственная тропа, известная проводнику, строго следуя за которым можно выйти на твердый берег; один неправильный шаг – и путник провалится, рискуя потерять жизнь. Берег – это Царство Небесное. Путник – это каждый из нас, шествующий по жизни, как по непроходимому болоту, в которое мы постоянно проваливаемся, нарушая духовные законы уже только потому, что просто их не знаем. Проводниками всегда были духоносные старцы, знавшие Божию волю и точно указывающие ее спрашивающим. За неимением таковых поблизости, в нынешние времена мы вынуждены руководствоваться их писаниями, что намного сложнее, но все-таки не невозможно. В трудах отцов нам указаны основные этапы пути спасения, поставлены точные вешки (ориентиры), строго следуя которым можно не сбиться с пути.

Любой путник знает: чтобы достигнуть намеченной цели, особенно важно начать путь в правильном направлении. Ложное направление, выбранное в самом начале пути, уведет не туда. Что это означает в духовной жизни? Это означает прийти не в жизнь вечную, а… Куда нас приведет другая дорога? Да-да! Каждый, наверное, уже ответил себе: в смерть вечную. Но после кончины земной жизни исправить уже ничего нельзя. Цена такой ошибки – вечность. Как же нам безошибочно найти первую вешку, с которой только лишь и начинается путь спасения?

Вспомним слова Господа, предупреждающего нас об ответственности и трудности выбора верного направления в духовной жизни: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14). Обратим внимание, братья и сестры, есть два противоположных пути, один из которых – пространный, начинающийся с широких врат, – ведет в погибель; другой путь – узкий, начинающийся с тесных врат, – единственный ведет в жизнь. Сколько же людей идут первым путем и сколько вторым? Страшно сказать, но широкими вратами и пространным путем, ведущими в погибель, идут многие. Но почему же? Они не могут найти тесные врата и узкий путь, ведущие в жизнь! И это не прогноз современного аналитика и не предположение какого-нибудь специалиста в области статистики. Это точные слова Самого Господа Иисуса Христа.

Стоит задуматься: а я-то к которым отношусь? К «многим» или к «немногим»? Нашел я тесные врата и узкий путь, ведущие в жизнь? Или все еще топчусь вокруг да около, так и не выбрав те единственные врата, в которые надо войти? Знаю ли я название этих единственных дверей, за которыми начинается единственный путь, ведущий в жизнь?

И дверь, и первая вешка на пути по непроходимому болоту – это одно и то же. Называется она «сокрушение сердца и нищета духа». Таковы первые правильные проявления покаяния, без которых путь спасения не начинается. Вот что говорит святитель Игнатий: «Покаяние, и все, из чего оно составляется, как то: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, Суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий, – суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их подаяние последующих даров – невозможно. «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, – сказал святой Иоанн Лествичник, – но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны». Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки, суть свидетельство правильности христианского подвига; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия».

Итак, сокрушение сердца – единственное правильное начало пути спасения, первая вешка, с которой нужно начать движение, чтобы не оказаться на ложном направлении, ведущем в погибель вечную. Но как его достигнуть? Какие способы сокрушения сердца открыты святыми отцами и преподаны в их творениях?

Оказывается, есть способ естественный (о нем рассказывается на первых дисках: изучение основных понятий веры, исследование своей души на предмет смертельных болезней – страстей и на наличие в ней смертных грехов; способствуют сокрушению сердца правильные пост и молитва). Но есть и способ принудительный – его Бог применяет, по бесконечной любви к нам, чтобы извлечь нас из пропасти погибели, чтобы мы очнулись от мертвецкой спячки, в которой иногда продолжаем пребывать даже считая себя воцерковившимися.

Он называется промыслительным смирением. О нем так говорит святой Григорий Синаит: «Промыслительное смирение так приходит: когда человек, будучи оставлен самому себе, побежден бывает, порабощен и возгосподствован всякою страстию и помыслом, тогда, будучи побеждаем духом вражеским, и не находя помощи ни от дел, ни от Бога и ни от чего совсем, и готов будучи пасть даже в отчаяние, смиряется он во всем, сокрушается, низшим всех себя имеет, последнейшим и рабом всех, худших даже самих бесов, как их тиранству подлежащий и ими побеждаемый. Вот это и есть промыслительное смирение…».

Что делать такому человеку? Как не впасть в окончательное отчаяние? Где найти выход? Как назначенное Богом лечебное средство использовать для исцеления души? Для тех, кто оказался в подобной ситуации, а таких прихожан в наше время встречается немало, полезно будет познакомиться с реальным примером промыслительного смирения из жизни, приведенным в лекции, и научиться, как правильно его проходить.

О том, как правильно применять пост и молитву для сокрушения сердца, мы расскажем в следующем номере. В заключение напомним, что сокрушение сердца – это первый этап на пути спасения, без прохождения которого невозможно двигаться дальше в правильном направлении.

(Продолжение следует)


Предлагаемый курс лекций основан на творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), рекомендован к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви и принесет пользу тем, кто хочет иметь правильные понятия о своей Православной вере.

Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.

Храни Вас Господь!

Содержание цикла:

  1. Огласительные беседы (5 бесед)
  2. Трудности при подготовке к Исповеди (7 бесед)
  3. Страсти – болезни души (9 бесед)
  4. Сокрушение сердца, постом и молитвой (9 бесед)
  5. Достойные плоды покаяния (10 бесед)
  6. Гибельность своеволия. Божий Промысл (14 бесед)
  7. Как определить Божию волю (9 бесед)
  8. Покаяние истинное и ложное. Плачь и радость. О внутреннем делании (9 бесед)
  9. Тайны христианства (15 бесед)
  10. О смирении (5 бесед)
  11. О воспитании и семье (5 бесед)
  12. Беседы на Евангелие от Марка (20 бесед)
  13. О терпении (аудиокнига)
13 дисков в формате МР3, общей продолжительностью более 180 часов
Диски допущены к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
Заказ по почте: +7(343) 213-12-84; +7-919-386-15-96,
Адрес интернет-магазина: www.уралзвон.ру

Смотрите программу «Аскетика для мирян» с С.М. Масленниковым на телеканале «Союз»: пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№11 (764) / 17 марта ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№7 (760) / 17 февраля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№8 (761) / 24 февраля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

 
Память

Память Великого князя Сергея Александровича

В Московским Новоспасском ставропигиальном монастыре торжественно почтили память Великого князя Сергея Александровича Романова, первого председателя Императорского православного Палестинского Общества. Его останки в 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были перезахоронены в усыпальнице бояр Романовых

 
О душевном

Протоиерей Сергий Вогулкин: Когда одиночество вошло в семью

Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор. Каждый дом, где обитает любовь –это и в самом деле дом, ибо в нём отдыхает сердце.Генри Ван Дайк Семья – это не только внутреннее дело тех людей, которые волею судеб и собственным волеизъявлением ее создали. Семья – высшее предназначение человека

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс