Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжаем беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Обратимся к 13-й главе. В ее первой части апостол дает обоснование отношению Церкви к государственной власти. Отрывок этот вне контекста очень хорошо известен, постоянно к нему обращаются – взаимоотношения Церкви и государства: постоянно вокруг этой проблемы споры, дискуссии, разговоры. Не пытаясь разрешить ее, просто исследуем, что хочет сказать своим свидетельством апостол Павел.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».
Обратим внимание сначала на первые два стиха. Сказано: нет власти не от Бога. Не сказано: нет царя не от Бога, хотя на самом деле во времена апостола Павла никто не знал другой власти, кроме власти монарха, и говорить о чем-то другом не имело смысла, казалось бы; но апостол Павел, или Дух Святой через уста апостола Павла, свидетельствует о власти как явлении, некоем институте человеческого общества в этом грешном мире: он говорит о принципе власти, о феномене власти. Он не говорит конкретно об императоре Нероне, современником которого он был.
О Нероне мы еще скажем, а сейчас хотелось бы обратить внимание, что слова апостола Павла, так сказать, не в воздухе повисают. У них очень древняя традиция, уходящая корнями в свидетельство Ветхого Завета.
Чтобы не вдаваться в глубокие исследования, приведу свидетельства Ветхого Завета о природе царской власти – несколько фраз, которые помогут разобраться, как на самом деле Священное Писание относится к тезису, что Богом установлена только монархическая власть и только ей можно оказывать повиновение, а все остальное условно.
Первое фундаментальное свидетельство Ветхого Завета – известный отрывок из Первой Книги Царств, 8-я глава. Израильский народ обратился к последнему судье израильского народа, пророку Самуилу, чтобы он дал им царя. Самуил, разумеется, смутился, ему не понравилось то, что они сказали. Тогда «сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою…».
Власть царская будет установлена, в этом непосредственно будет участвовать пророк Самуил, и воля Божия будет свершаться в этом избрании. Но, тем не менее, монархическая власть – это противление Божию установлению жить просто перед Лицом Бога. На самом деле, единственно угодной Богу, можно назвать ту форму правления, организации жизни, при которой жил израильский народ во времена Судей – она тоже была несовершенна, и мы знаем плоды этого несовершенства, но это то единственное, что действительно Богом установлено для народа. Все остальные формы правления – отступления от теократической модели, в условиях которой жил израильский народ во времена Судей. Бог соглашается на них, поскольку власть лучше безвластия. Сама по себе власть необходима, и Бог позволяет человеку устанавливать любую ее форму, которую человек считает для себя приемлемой, но саму эту власть Бог заповедует и чтить.
И еще один отрывок – из Книги пророка Осии, 13 глава, – где Дух Святый устами пророка Осии говорит: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: «дай нам царя и начальников»? И Я дал тебе царя во гневе Моем И отнял в негодовании Моем».
Вот свидетельство Духа Божия, что монархическая власть такая же власть, как и всякая другая. Она может быть хуже или лучше, об этом можно рассуждать, но это рассуждение за рамками Священного Писания. С точки зрения Божественного свидетельства, любая власть есть власть и требует к себе соответствующего отношения, как к тому, что установлено Богом. А формы этой власти – это воля народа или исторических условий.
Видеть себя в свете Божией правдыЭто первое знамение того Завета, который даровал Мессия. Надо понимать выражение «суд ныне миру сему» именно в пророческом, библейском смысле. «Ныне» – это время от первого до Второго Пришествия Иисуса Христа. То есть моментом прихода Христа в мир суд уже свершился, но окончательная ясность этого суда будет
Все, кто его знает: и друзья, и враги – сходятся в одном: он профессионал, и профессионал с большой буквы. За десять лет работы, буквально на ровном месте ему удалось создать один из крупнейших медиахолдингов на Урале. Это круглосуточный радиоканал, три газеты, журнал, два ежедневно обновляемых сайта и издательство
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.