Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (757) → Мессианские места Книги пророка Исаии

Мессианские места Книги пророка Исаии

№4 (757) / 20 января ‘14

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

С приходом в мир Христа мы можем служить только добру

Тема новой беседы по Книге пророка Исаии – мессианские пророчества, фрагменты, где пророк Исаия или, лучше сказать, Дух Божий пророчествует о некоторых моментах земной жизни Иисуса Христа, особенностях Его служения. Это в основном главы 41 – 43 Книги пророка Исаии.

Рассмотрим отрывок, начинающийся словами: «Вот Отрок Мой, которого Я избрал, которого Я держу за руку» – Отрок с большой буквы. Имеется в виду именно сын, ребенок, это библейская приточная интерпретация понятия, которое будет возвещено Новым Заветом: «Сын Божий». Сын Божий не потому, что Он – действительно Ребенок, как порой и изображается на руках Своей Матери, а именно Сын Божий как особая ипостась Святой Троицы, как Тот, Кто рожден Отцом. В определенном смысле Сын Божий – вечный Отрок по отношению к Своему Отцу. И в то же время это все относится к человеческой природе Иисуса Христа.

Про Него говорится: «Тот, Кого Я держу за руку, Тот, Кого Я приведу в мир – Он возвестит народам суд». Про Него сказано: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы». Эти образы известны из новозаветных чтений. Здесь говорится просто о Завете, – но Завет в контексте Библии означает, что речь идет о заключении Завета Бога с человеком. Завет уже был, все про него говорили на горе Синай. Тут является Некто, Кто станет каким-то иным Заветом между Богом и человеком.

Прежде чем продолжить говорить о пророчествах Исаии, остановимся на двух интересных моментах, которые очень органично связаны с самим явлением Нового Завета, – явлением Отрока, Мессии.

Как уже сказано, Отрок возвестит народам суд. Слова, что Христос пришел возвестить суд, Он – Судья, не раз встречаются в Новом Завете. Слова пророка Исаии почти полностью повторяются в в 12-й главе Евангелия от Иоанна: «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон». Христос говорит эти слова, подтверждая, что Он и есть Отрок, о Котором некогда пророчествовали пророки, что в день, когда будет явлен Мессия, свершится суд миру сему. И суд заключается в том, что князь мира сего – сатана – будет изгнан вон. Как понимать этот образ – изгнание дьявола из мира?

При чтении Евангелия интересно обратиться к греческому языку, на котором оно и было написано. Выражение «Ныне суд миру сему» по-гречески звучит буквально как «кризис космоса»: «кризис» означает «суд», «космос» – это «мир». В Евангелии слово «суд» означает не процесс судопроизводства, а употребляется как в медицине: больной организм переживает кризис, и действительно – это суд, решается судьба: что будет? И когда Христос говорит: «ныне кризис космосу», Он указывает, что суд и в том, что источник болезни, зла, которое подчинило себе силы космоса– сатана – выгоняется. Он не вполне исчезает, но становится совершенно бессилен и больше не имеет власти ни над одним творением. Так надо понимать явление суда миру.

Второй момент суда, который возвестил Отрок, введенный Богом в мир: если человек, несмотря на то, что болезнь мира изгнана, все-таки грешит, он отвечает за это сам. До прихода в мир Христа человек мог обвинить в своих грехах дьявола – «это он заставлял меня делать то или иное зло», но после прихода Христа в мир человек не может оправдаться, что его совратил дьявол: с приходом Христа человек получает способность служить только добру.

Если он искушается злым, то искушается только любя грех, а если человек любит грех, значит, он не любит Бога. Нелюбовь к Богу – тоже суд, ведь с явлением в мир Христа любой человек волен выбирать, что он считает добром. Если человек все-таки позволяет себе грешить, то он сам подписывает себе приговор тем, что он не любит добро, не любит Христа, не хочет жить в Царстве Христа, Отрока, Которому будет отныне отдан мир.

Христос в Евангелии не раз говорит, что на самом деле Он не судит никого; каждый человек фактически будет судить сам себя. Каждый увидит, что он не стал тем, кем мог бы стать, потому что свобода человеку возвращена, и он свободен теперь служить только Христу, добру, любви, милосердию, тому Евангельскому Закону, который принес Христос на землю. Смысл не в том, что Он принес новое учение – Он даровал способность быть служителями Нового Завета, быть служителями Евангелия, Он дал способность быть такими, какими Он нас хочет видеть.

Итак, что такое суд? С одной стороны, изгоняется источник вреда и болезни, с другой, – теперь человек, который все-таки продолжает грешить, виноват в этом сам и этим сам себе подписывает смертный приговор. Поэтому так важно, по святым отцам, пребывать всегда в покаянии, изрекать этот суд над собой, прибегая к милостивому Богу, Который в силе нас помиловать.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Беседы с батюшкой

Иеромонах Аркадий (Логинов): Божественная литургия – смысл жизни Церкви

Ведущий Тимофей Обухов

На вопросы отвечает проректор Екатеринбургской Духовной семинарии иеромонах Аркадий (Логинов). – Тема нашей беседы – Божественная литургия. Что для Вас означают эти два слова? – По сути, в этих двух словах заключается весь смысл жизни Церкви, я бы так это сказал

 
Исследуйте писания

У каждого свое служение

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Главное – исполнить волю Божию«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс