Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (754) → Протоиерей Александр Сандырев: Освящение – это приглашение Бога в нашу жизнь

Протоиерей Александр Сандырев: Освящение – это приглашение Бога в нашу жизнь

№1 (754) / 1 января ‘14

Ведущий Лев БохолдинБеседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Протоиерей Димитрий Смирнов: Бог всем хочет помочь спастись
Ведущий протоиерей Александр Березовский

На вопросы отвечает протоиерей Александр Сандырев, настоятель храма во имя Великомученика Георгия Победоносца в г. Екатеринбурге.

– Тема нашей программы – требы. Отче, для начала расскажите, какие бывают требы, для чего обычно люди вызывают священника?

– Для священника существует две основные книги – требник и служебник.

Требник – богослужебная книга, где излагаются чинопоследования треб – таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.

Можно сказать, что требник содержит то, что относится собственно к человеку как личности. В личном порядке человек может обратиться к Богу, и Церковь ему помогает по этому пути идти.

Служебник содержит в себе чины Литургии, употребляющиеся в Православной Церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Помимо этого он содержит последования вечерни и утрени для священнослужителей.

– Батюшка, у нас звонок.

– Меня зовут Евгений, звоню из Москвы. Вопрос такой: я заказывал сорокоуст о здравии, позвонил маме своей, она тоже православная, а она говорит: «Зачем ты заказал сорокоуст? Сорокоуст заказывают только об упокоении». Я специально вам звоню и записываю сейчас наш разговор, чтобы приехать к ней и сказать, что это не так, что батюшка мне рассказал об этом. И еще. Некоторые считают, что Соборование – только для тяжело больных и для умирающих. Так ли это?

– Сорокоусты возможны и за здравие, и за упокой. Ведь что такое сорокоуст? Это когда сорок раз человека поминают на Литургии в проскомидийном поминовении, и есть просфора и за живых, и за усопших – думаю, это в любом храме скажут. Что касается Соборования, то здесь практика, конечно, неустоявшаяся. Существуют различные мнения. Насколько я знаю, в западной традиции Соборование – это напутствие человека на смерть. Смысл Соборования вытекает из Нового Завета, из послания апостола Иакова. Он говорит: «Если кто болен, пускай позовет этот человек пресвитеров, и молитва веры и помазания святым елеем исцелит болящего». И еще сказано: «Если какой имеет он грех на себе, этот грех ему простится». Бывает, человек заболел и начинает искать, где и как ему вылечиться, и нередко люди обращаются к экстрасенсам и колдунам – пусть лучше в Церковь обращаются: человек иногда чувствует, что болезнь имеет какое-то духовное содержание; сейчас, кстати, очень часто ставят диагноз, связанный с психосоматикой. Думаю, если глубже копнуть, то выяснится, что многие болезни связаны с тем, что человек заблудился в жизни.

– Не надо бояться попросить Соборования для своих близких?

– Не надо бояться прийти в церковь и спросить: «Как мне исправить свой путь?».

– Если Соборование поможет человеку, батюшка предложит ему собороваться. Но часто человек и не знает, что такое Евангелие, не знает, как в этой жизни идти и чем жить. И сначала нужно такого человека поставить на путь истинный – крестить, а перед Крещением его нужно огласить.

– Вспоминается шуточная история, когда пригласили священника на Соборование и говорят: «Может, и покрестим заодно?».

– Батюшка, у нас снова звонок.

– Раб Божий Александр, город Белгород. Во-первых, мы хотели поблагодарить всей семьей и телеканал, и батюшку, и Льва Бохолдина. Большое спасибо за просветительский труд! Вопрос, батюшка, к Вам. Есть ли практика личных Литургий об усопшем человеке, или достаточно поминовений, которые совершаются в храме?

– «Литургия» – это «общее дело»: на Литургию нужно прийти в церковь. Хотя бывают исключения. Вот, например, когда Царская Семья в заточении была, священник приходил и совершал для них Литургию, но это было «общее дело» так или иначе. Понятие «личная Литургия» неправильно – смысл теряется.

– А лития об упокоении человека? Имеет смысл приглашать отдельно священника?

– Да, можно. В Литургии тоже возможны различные поминовения: и усопших, и живых, и за здравие, и за упокой. Что значит «личные Литургии»? Один человек, один священник, хор, пономарь, и что? Наверное, все-таки естественно, если мы кого-то хотим помянуть, что мы зовем наших близких, родных, друзей в церковь, ведь на самом деле мы живем в одной общине, одним приходом, одним общим духом, одной любовью. Люди приходят на службу, и мы все вместе молимся; это тоже в каком-то смысле личная Литургия получается, нужно эти нюансы чувствовать.

Мы уже говорили, именно в требнике подчеркнуто, что может человек лично обратиться со своими потребностями в церковь. Общее богослужение предполагает совместное Причастие: Евхаристия – совместное благодарение, самая главная служба, на которой мы вместе причащаемся от одного Тела и подтверждаем, актуализируем то, что мы вместе.

(Продолжение следует)

Полная версия беседы


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 прямой эфир (кроме субботы), на следующий день 13-00 повтор (кроме воскресенья). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефоны прямого эфира: Москва (495) 781-49-54, Санкт-Петербург (812) 677-62-44, Екатеринбург (343) 379-65-70

 
Исследуйте писания

Не сообразуйтесь с веком сим

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О разумном служении БогуПродолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Напомню, что богословские рассуждения апостола Павла заканчиваются 11-й главой. Далее же до конца Послания идут духовно-нравственные наставления, поучения апостола Павла

 
Книжная полка

Дороги выбирайте сами

Ведущий Андрей Печерин

«О монашестве без тайн». Архимандрит Тихон (Агриков) Предлагаем вашему вниманию очередную книгу известного духовного писателя, насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Тихона (Агрикова). В сложное для Святой Церкви время отец Тихон стал ярким светочем Православия, опытным духовником, блестящим проповедником, обратившим сердца многих к истинной вере.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс