Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №48 (753)
На вопросы отвечает митрополит Рязанский и Михайловский Павел.
– Обратите внимание, святитель Иоанн Златоуст (Древняя Церковь еще), говорит: «Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить Небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты». То есть подавать милостыню надо с добрым расположением, ибо, говорят святые отцы, подавая милостыню, ты во много крат повышаешь свое достояние, которое Господь тебе воздаст в Царстве Небесном. Кто-то, подавая милостыню, просит помолиться о здравии, о упокоении, и нищий, получив копеечку, говорит: «Господи, спаси и помилуй вот этого раба Божия», о котором просил этот человек.
Очень печально, что сегодня утрачивается смысл милостыни. Хотя в другом слове святителя Иоанна Златоуста говорится: «Если вы знаете, что вы подадите деньги этому человеку, а он их сейчас же пропьет, то вы не подавайте ему, дабы не стать соучастником в его пьянстве». То есть милостыню надо подавать с разбором.
В книге «Пастырь Ерма» есть и такая мысль: «Делай это без рассудительности и не различай, не делай суд над этим человеком». Думаю, не согрешит человек, который подает милостыню или делает добро людям. Вы правильно сказали – люди, к сожалению, перестали стремиться делать добро другим.
– Более того, простите, много суеверий вокруг этого. Говорят даже, что в праздник не надо подавать нищим.
– Это действительно или суеверие, или самооправдание. Это и эгоизм людей, появилась жадность у многих. Не надо много подавать, если у вас на самом деле нет. Вы много не подавайте, подайте, как святитель Иоанн Златоуст говорит, хоть две лепты, хоть какую-то мелочь – и вы уже становитесь соучастником страдания этого человека.
Я знал одного человека, который никогда не разбирал – кто-то просит, он обязательно подает. И я однажды его спросил: «Почему вы запросто все это делаете?». Он говорит: «Я ему дам, он нуждается. Может быть, Господь меня никогда не приведет в такое состояние. То есть я как бы прошу у Господа: «Господи, помоги, пусть и они немножко лучше живут».
Я знаю людей, которые, приобретая какую-то ценную вещь, дом, автомобиль, квартиру, потом специально дают милостыню и говорят, что, вот, у меня сегодня такая радость, и я хочу, чтобы и нуждающиеся поучаствовали в моей радости. Тому дам, другому дам, третьему – не знаю, на что он их израсходует, я хочу, чтобы и они порадовались сегодня. И, знаете, у него радость преумножается. А если скорбь у этого человека, он тоже идет, раздает людям и говорит: помолитесь, у меня сегодня беда, у меня сегодня проблемы. Они за него молятся, и потом он возвращается и говорит: удивительно решались вопросы в суде, в разных инстанциях, потому что эти люди сказали: «Господи Боже, помоги ему». И молитва помогает этому человеку преодолевать трудности. Так что, с какой стороны ни посмотри, польза, в первую очередь, тому, кто это делает.
– У Максимилиана Волошина есть поэма «Путями Каина», он там говорит так: «Вы отдали, и этим вы богаты, но вы рабы того, что жаль отдать».
– Да, совершенно верно.
– Вопрос прямо по теме нашей беседы. Галина (68 лет, из Карелии): «Считается ли пожертвование на храм милостыней?»
– Сами понятия – милосердие и милостыня – все-таки подразумевают мое «милое сердце» к кому-то одушевленному, понимаете, к человеку. Жертва на храм, на дом Божий – это, может быть, не милосердие, но это стремление что-то принести Богу. Можно рассматривать как милосердие, а можно – и как любовь к Богу. Думаю, что и то, и другое принесет пользу – конечно, если все делается из доброго побуждения, из доброго, милого сердца.
(Продолжение следует)
Сон в конце дня подобен смерти в конце жизниСемейное воспитание – залог становления человека в вере, в традиции. И прежде оно осуществлялось благодаря тому, что каждая семья была малой Церковью – собранием не просто друг друга любящих людей, но скрепленных между собой живой верой в Бога…
Как мы знаем, в нашей Церкви действующим богослужебным Уставом до сих пор является Иерусалимский Устав, который Предание связывает с именем прп. Саввы Освященного (†532). Русская Церковь постепенно перешла на этот Устав при митрополите Киприане (XIV век).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.