Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (750) → Остаток Израиля

Остаток Израиля

№45 (750) / 2 декабря ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Закваска Церкви Христовой

Продолжаем наше исследование Послания апостола Павла к Римлянам. В 11-й главе апостол Павел вновь обращается к судьбе израильского народа, размышляет, какое место занимает избранный Богом народ сейчас, когда свидетельствуют о приходе в мир Мессии, но часть народа не уверовала в Него. Для него это тема очень больная, об этом он очень переживает. Вновь и вновь он свидетельствует о любви, он не раз говорит «мой народ», как сказал бы князь, правитель, вождь или царь о своем народе. Он не мыслит своей судьбы отдельно от судьбы своего народа. Но и судьба римлян – христиан, живущих в Риме, которым адресовано его Послание, ему не безразлична.

Когда пришел в мир Мессия Христос, очевидно, звучал вопрос, который апостол предчувствовал духом, который был наболевшим для Церкви в Риме, – неужели Бог отверг народ Свой? Апостол Павел отвечает на него: «Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал». Посмотрите на апостолов – все израильтяне, и многие из уверовавших, и в Риме тоже, были израильтяне. Из Деяний святых апостолов видно, что и в других городах очень часто к вере обращались не только язычники, но и представители израильского народа. Пусть их было мало (да и речь идет о территории, где большинство составляли язычники), но все-таки израильтяне и там обращались ко Христу.

Изучая исторические свидетельства Священного Писания, мы понимаем, что были из среды израильского народа обратившиеся ко Христу, а раз так, то, по мысли апостола Павла, Бог не отверг народ Свой, ведь обращение хоть какой-то части израильского народа ко Христу и есть исполнение пророчеств, исполнение обетований, озвученных еще в Книгах Закона, в пророчествах Иакова, в обетованиях, данных Аврааму. То есть исполнение всего предначертанного Ветхим Заветом.

И дальше апостол Павел стремится показать, что вот эта обратившаяся ко Христу часть израильского народа, ставшая закваской Церкви Христовой – это и есть подлинно израильский народ, тот духовный Израиль, о котором свидетельствовали и Закон, и пророки. Начинает он с пророка Илии. Пророк Илия скрывается в пустыне после того как совершил удивительное чудо, когда после трех с половиной лет засухи пошел дождь, благодаря тому, что он низвел на каменный жертвенник, на котором была приготовлена жертва, обильно политая водой, огонь с Неба, а после этого избил 450 пророков Ваала и Астарты, которых привезла с собой скверная царица Иезавель. Илия убегает на гору Хорив – на Синай, как раз в то место, где некогда Бог вступил в Завет со Своим народом. И там изнемогая и телесно (это долгий путь, это пост), а еще более – духовно (от того, что даже после таких после таких знамений народ не обращается к Богу), плачет, что все напрасно, все тщетно и вообще нет людей, ищущих Бога, он – последний верный Богу человек на земле. Это невыносимое бремя для праведника, служащего всем сердцем Богу, он не видит смысла своего дальнейшего пребывания на земле, ведь нет людей, которые отозвались бы на ту весть о Боге, которую он хотел бы до них донести. Вот с этой болью он приходит на гору Синай, на Хорив и там молится Богу, и Бог открывается ему. И в Откровении Бог говорит ему: что на самом деле он не один, Бог сохранил себе 7 тысяч среди израильского народа, которые не склонили шею перед Ваалом.

Нужно обратить внимание, что пророк Илия сокрушается об израильском народе, а ведь есть еще другая половина некогда единого царства Израильского. Есть иудеи, в которых благочестия гораздо больше, у них есть храм Божий, где служат священники, есть первосвященник, есть пророки. Но пророк Илия в отчаянии как будто бы забыл о существовании Иудейского царства, и Господь не указывает ему на эту ошибку, говорит только о судьбе израильского народа: даже среди этого народа есть 7 тысяч человек, которые не склонились перед Ваалом. Важно, как говорит об этом Бог: «Я соблюл Себе 7 тысяч человек» – «эти люди по благодати Моей сохранили верность Мне». То есть в этом Откровении Бога пророку Илии есть свидетельство, что, во-первых, верность Богу есть действие благодати Божией, во-вторых, что только те, кто хранит верность Богу и не нарушает Завета с Богом, и есть подлинный Израиль, Израиль духовный (конечно, израильский народ определял свою взаимосвязь с Богом через дела плоти, конкретно – через обряд обрезания, считалось, что только этническая принадлежность обеспечивает израильтянину полноту всех даров Божиих). В Откровении пророку Илии впервые звучит мысль, что на самом деле израильтяне – не по плоти, а те, кто духовно сохраняет связь со своим Богом, духовно живут в соответствии с принятыми на себя обязательствами, духовно осуществляют обряд обрезания.

Эта мысль потом будет не раз подниматься апостолом апостолом Павлом в его посланиях.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Дар различать духов

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Льстивые уста движимы не духом истиныПророческие Писания и пророческая жизнь выявляют очень интересный момент. Они должны свидетельствовать перед народом, отступившим от Бога, они внутренне очень остро переживают это

 
Хранители памяти

Лавра на берегах Невы

Елена Чач, кандидат исторических наук

– Недавно Русская Православная Церковь отмечала день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. К этому дню были приурочены торжества, связанные с 300-летием Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.Александро-Невская Лавра была основана в 1710 году

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс