Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва).
– Мы продолжаем с вами, дорогие друзья, совместное размышление над молитвами вечернего правила, которым христианин освящает наступающую ночь и обращает к Богу неспешно, со вниманием к молитве, обретая от Отца Небесного благодать Божию. Я прочту три малых молитвы Пресвятой Деве Марии, а затем мы с вами поразмышляем над их значением.
«Преславная Приснодева, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.
Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.
Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуя мя».
Удивительно содержательные молитвы! Может быть, о них говорит русская пословица: «Мал золотник, да дорог». Действительно, по мысли преподобного Амвросия Оптинского, спасение наше не во многих словах заключается. Почему мы обращаемся (в утреннем ли, в вечернем правиле) ко Господу, Богородице, святым с разнообразными прошениями, молениями, благодарениями? Конечно же, чтобы они стали нашими собственными молитвами, чтобы мы, взяв во образ то, что приготовили нам святые отцы, сами научились с благоговением, в сокрушенном состоянии духа, с великой надеждой прибегать к Господу, просить, словно малые дети родителей, Его Небесной помощи. И когда эти молитвы войдут в нашу плоть и кровь, точнее, будут усвоены самим сердцем, вот тогда мы меньше будем нуждаться в молитвослове – и сами молитвы легко запоминаются, и душа прибегает с собственными прошениями ко Господу, всегда нам внимающему.
Прежде всего обратим внимание на выражение одной из молитв: «не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуя мя». Что значит «требовать»? В данном случае мы в сокрушенном состоянии духа прибегаем к Богородице в сознании своей полной зависимости от Ее помощи. Главная потребность человеческого сердца – в живой воде Духа Святого; помните, как говорил преподобный Силуан Афонский: «Человек, лишивший себя дыхания жизни – благодати Божией, подобен скотине», одушевленному, неразумному животному. Однако если пресекается духовный кислород, если человек отвращается от своего Создателя, теряет дыхание жизни – молитву, он помрачается умом, теряет смысл бытия, он разрушает, но не созидает – и тяжко страдает. Почему? Просто его бессмертный дух успокаивается, живет, торжествует, раскрывает себя лишь в союзе с Богом.
Как важно ощущать эту постоянную жажду богопознания и богообщения! «Не презри мене, Матерь Божия, требующа Твоей помощи и заступления» – как грудничок требует, дерзновенно зовет мать, когда приходит ему время вкусить материнского молока, так и христианская душа ежечасно порывается к Небу: мы чувствуем нагнетание суетного, греховных помыслов, уязвляясь стрелами лукавого духа, которые со всех сторон летят и уязвляют сердце. И мы требуем, просим и молим Царицу Небесную, дабы Она всегда невидимо нам соприсутствовала и изливала Небесную помощь в нашу душу. Между прочим, именно этим требованием, внутренней потребностью души отличается истинный христианин, просвещенный Духом Святым, от того, кто лишь носит имя христианское, но мертв в глубинах своего сердца.
Вечернее правило, таким образом, настраивает нас сердечными импульсами обращаться к Царице Небесной. Призывать хотя бы единым прошением Ее всесвятое имя: «Всесвятая Богородица, помоги, спаси, сохрани, помилуй меня и всех, кто со мною». Человек не холодным сердцем, а сердцем, ищущим Божией благодати, помолился на ночь глядя – и встанет утром в прекрасном расположении духа. Потому что Покров Пречистой Богородицы будет невидимо распростерт над нами по неустанным нашим ходатайствам к Царице Небесной: «Матерь Божия, благослови Ты наших сродников, наших детей, наших друзей». По существу, вся Земля и вся вселенная чают свершения нами ночных молитв, которые низводят в этот мир, в Богом сотворенный космос благодать Духа Святого.
В первой из приведенных мною молитв мы просим Царицу Небесную принести молитвы наши к Сыну Своему и Богу нашему. Действительно, Царица Небесная есть подлинная Раздаятельница Христовой благодати. Мы уже знаем из вечернего правила, что «Матерь Божия, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». В нравственных Своих добродетелях Она превосходит самих бесплотных духов, и именно через Ее руки Божественный свет, источник которого – Пресвятая Троица, снисходит по чинам ангельским, льется и струится в видимый мир, осеняет Церковь земную, воинствующую, и питает, словно словесным молоком, душу каждого верного христианина. Поэтому-то нельзя пренебрегать ходатайством Царицы Небесной. Ведь исходящие из нашего сердца прошения очень часто не удовлетворяют требованию непорочности, святости, каковыми должны быть человеческие молитвы.
Те, кто знаком с церковным обиходом, знает, как обращаются единомысленные христиане: «прошу ваших святых молитв». Но если сердце наше глубоко повреждено греховной порчей, если из него исходят миазмы гнева и раздражительности, тщеславия и гордости, нечистоты и похоти, легко понять, что и самая молитва, то есть прошение, посылаемое к Богу, часто представляется не благоуханным ладаном, но тяжелым, зловонным испарением, недостойным Творца. Не потому ли царь Давид так часто просил Создателя: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»?!
Чувствуя подчас, сколь глубоко греховная язва въелась в нашу природу, не умея на Исповеди выразить то состояние проказы, которое в глубинах души испытывает каждый из нас, если только его сердце действительно просвещено благодатью Духа Святого, мы просим Царицу Небесную, чтобы она приняла на Свои руки наши молитвы, неведомым образом очистила их от всякой примеси и нечистоты и вознесла к Престолу Всевышнего, дабы над нами сбылось иное псаломское изречение: «Да усладится Богу беседа моя».
И то дивно, что Пресвятая не гнушается наших прошений, как бы ни были они несовершенны и недостойны благости Божией, Она знает нашу немощь, знает, как силен и лукав враг рода человеческого, постоянно подмешивающий в наши молитвы хульные, гордостные, блудные, нечистые, злобные помышления. И посему отделить пшеницу от плевел зачастую неопытному, только-только вступившему на путь благочестия, христианину не дано. Поэтому-то мы с чувством, со вниманием должны просить Царицу Небесную, чтобы Она принесла наши молитвы как некий дар сокрушенного искреннего сердца Сыну Своему и Богу нашему.
Окончание. Начало в № 43 (748) Нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Буду жить так, как окружающие. Не буду думать о своей душе. Зачем это все? В нашем обществе многие привыкли говорить примерно так.
Продолжение. Начало в №№ 34–43 – Гордость, зависть, тщеславие – частые спутники научной деятельности. Как с этим бороться в себе и не заразить учеников? Возможна ли научная деятельность без стремления быть первым?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.