Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.
– Владыка, хотелось бы поговорить о социальном служении Церкви, очень актуальной теме: Вы – руководитель секции по вопросам церковного и социального служения Русской Православной Церкви в Межсоборном присутствии.
– Да, я возглавляю комиссию Межсоборного присутствия по социальному служению и благотворительности. Эта комиссия была организована на основании тех предложений, что были высказаны во время Поместного Собора Священным Синодом. В комиссии участвуют члены Межсоборного присутствия. Священный Синод и Архиерейский Собор поставили перед этой комиссией задачу разрабатывать документы, необходимые именно сегодня для Церкви, точнее, для приходов, для монастырей, для церковных структур, которые занимаются социальным служением, по организации этого служения.
Мы работаем уже 4 года, подготовили ряд документов. Проекты документов рассматриваются и дорабатываются редакционной группой Межсоборного присутствия, выносятся на Собор, на пленум Межсоборного присутствия, где и определяется статус документа. Некоторые документы уровня Синода, некоторые – уровня Архиерейского Собора.
– Владыка, первые вопросы, которые я хотел бы задать: что такое социальное служение Церкви и какие задачи Церковь ставит перед собой в данной сфере?
– Социальное служение онтологически принадлежит Церкви. Обратимся к самому началу и увидим, что после того, как Господь сотворил Адама, дал ему землю во владение, Он создал Еву, ибо нехорошо человеку одному быти. И вот уже два человека, один должен о другом проявлять попечение. И мы всю историю человечества видим, как один о другом проявляет попечение.
Перейдем к времени Христа и увидим то же. Христос заповедь новую дал: любите друг друга. И указал, как любить: «Возлюби ближнего, как самого себя», то есть человек должен видеть в ближнем такого же, как он сам. А что хочет каждый из нас? Он хочет, чтобы к нему хорошо относились, внимание уделяли и помогали. Возьмите ребенка. Как что, он: «Мам, помоги мне!». Когда человек вырастает, он стесняется просить помощи, но не все могут помочь. Допустим, ребенок подрос – он сам зашнурует шнурки, но если он больной, он не может это сделать.
Вокруг нас очень много нуждающихся в нашей помощи. Если обратимся опять к Евангельской истории, то увидим, что Христос в основном везде говорил о любви. Две темы проповеди у него были – вера и любовь. И когда к нему подошел один молодой человек и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Христос сказал ему: «Соблюдай заповеди, в том числе первые две: «Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего». Этот юноша говорит: «Я все это соблюдаю». А Христос ему говорит: «Да (я немножко перефразирую, как это происходило, стараюсь воспроизвести), ты соблюдаешь пост, вот видишь, нищий, возлюби его, как самого себя. Продай имение, раздай вот этим нищим, покажи свою любовь на деле».
Или другой пример. Христос говорил: «Имеешь две рубашки. Ты любишь ближнего? Отдай неимущему». Любовь должна быть не на словах, а на деле. И уже перед самими страданиями крестными Он говорит: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если любите друг друга». О какой любви он говорил? Есть две рубашки – отдай одну рубашку ближнему, накорми голодного. Вот о какой любви Он говорил и это вменил как бы в служение Церкви.
А кто в современном нашем обществе должен показать пример любви, как не Церковь, как не епископы, не священники? Кто другой, если мы не будем показывать людям любовь? Если в приходах не будут совершаться дела любви, о чем же тогда говорить? Мы первые должны выполнить Евангелие и показать это на деле. Вот та установка, которую мы получили от Христа, вот откуда задача Церкви – она от Самого Бога, от Христа, Христос дал ей эту установку: помогать бедным. И мы должны это осуществлять.
– Но ведь главная задача Церкви – молиться и совершать таинства, а социальной деятельностью может заниматься и государство. Или это не так?
– Молитва не пойдет или не будет услышана, если мы не будем проявлять любовь к ближнему. Я расскажу интересный пример, который был с Псоем Великим, египетским подвижником. Ему многократно являлся Христос, и ученики попросили его: «Сделай так, чтобы и мы увидели Христа хоть одним глазком». Преподобный обратился к молитве, ко Христу, к Богу. И Господь говорит: «Пускай идут на гору, а ты иди через какое-то время вслед за ними. И там я явлюсь им». Те побежали с радостью, и преподобный, он уже был в преклонных годах, потихонечку пошел. Ученики идут по дороге, в повозке встречают калеку, который не может двигаться. Он спрашивает: «Куда, юноши, торопитесь?» – «На гору, там Христос явится». Калека попросил их: «А можно и я с вами? Я тоже хочу увидеть Христа».
– Какой был ответ?
– «Пойми, ты калека, тебя тащить надо, а вдруг мы опоздаем?». Махнули рукой и побежали.
– Притча о милосердном Самарянине.
– А потом этой дорогой идет преподобный Псой. Калека спрашивает его: «Ты куда, старец, идешь?». «На гору, Христос там явится». «Возьми меня с собой». Преподобный говорит: «Ох, я старый, немощный, а ты тоже немощный, ходить не можешь. Я хочу видеть Христа, да и тебе охота, садись мне на горбушку, я тебя донесу как-нибудь». Посадил его и несет. Ученики прибежали на гору, крутятся, вертятся: «Где ж Христос? Откуда Он придет?». Вдруг поворачиваются, видят, их учитель идет, а на плече сидит Христос. И когда он подходил к горе, Христос исчез. Ученики спросили его: «Где ж ты нашел Христа? Мы прибежали сюда – не нашли. А ты нашел Его, и Он у тебя был на плече». А преподобный ответил: «Христа надо искать не где-то на горе, надо в ближнем искать».
Вот оно. Вот почему Церковь соединяет и молитву, и деятельную любовь. Бездеятельна любовь на словах. Вот богатый юноша, у него на словах была любовь: да, я люблю всех, а на то, что нищий рядом, он не обращал внимание. Нам очень важно увидеть человека нуждающегося.
Вспоминаю свое детство, когда мне было 7-8 лет, и я только научился считать копеечки. Мама, когда меня посылала в храм, давала медные копеечки, это еще до 1961 года, до той реформы, тогда эти копейки ничего не значили. Я как-то спросил: «Мама, ну что я эти копейки дам (хлеб тогда стоил рубль тридцать), люди-то дают по рублю». А мы скромно жили. А мне мама сказала: «Главное – не твоя копейка, а твое участие. Человек почувствует, что ты мимо не проходишь».
Вот это очень важно, чтобы мы видели нуждающегося человека. Даже просто словом (если не можем ему помочь) поддержать его. Даже, когда человека встретим на улице, допустим, через меру употребившего. Не осуждать его надо, а Господу помолиться: «Господи, помоги ему, он больной».
(Окончание следует)
О вреде мечтательностиМы продолжаем учебу в нашей Школе покаяния, а в ней изучаем творения святителя Игнатия (Брянчанинова), чтобы от этого подлинного учителя покаяния узнавать, как нам обновляться, изменяться, духовно очищаться и преображаться.
Продолжение. Начало в №№ 40, 41 (745, 746) Высокое церковно-общественное собрание стало заключительным проектом юбилейного года – 400 летия восшествия на престол династии Романовых. Предваряя начало форума, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обозначил важнейшую тему
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.