Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы продолжаем учебу в нашей Школе покаяния, а в ней изучаем творения святителя Игнатия (Брянчанинова), чтобы от этого подлинного учителя покаяния узнавать, как нам обновляться, изменяться, духовно очищаться и преображаться. Ведь само слово «покаяние» в переводе с греческого означает «перемена ума». И окончательное покаяние как подлинная перемена ума наступает лишь тогда, когда человек оказывается перед возможностью грешить, но уже не совершает грех, грех уже не имеет в сердце своего начала, корня, основания. А родиться покаяние может только от веры, от страха Божия и от внимания. Потому вниманию человека к своему внутреннему состоянию, к своей духовной жизни мы и посвятили наши ближайшие беседы.
А помогают нам разобраться с тем, что есть внимание и как оно содействует нашему покаянию, «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова), точнее – одна из глав этой книги, которая называется «Чин внимания себе для живущего посреди мира». В ней говорится, как христианину научиться сохранять внимание с утра и до вечера. По сути, святитель рисует нам картину идеального дня – дает нам некий эталон, сверяясь с которым, мы можем вносить поправки и в свой распорядок дня, и в свои представления о том, как и чем это день должен быть наполнен. Мы с протоиереем Андреем Каневым прочитываем лишь несколько предложений из статьи святителя, а затем подробно их разбираем – находим возможности применить эти слова к нашей жизни.
Сегодня мы будем говорить об опасности мечтательности для духовной жизни человека. Наш сегодняшний урок мы начнем со следующих слов святителя Игнатия: «Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря вслед за святым патриархом Иосифом: Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма Владимирской Иконы Божией Матери (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Как нам применить этот совет? Это не означает «разговоров» с лукавыми помыслами. Если пришли греховные мысли, не надо с ним переговариваться, спорить. А что такое переговариваться? Все мы знаем случаи, когда в состоянии неспокойствия, обиды, огорчения спорим в уме со своим обидчиком? Какие-то аргументы приводим, слыша ответы противника, доказываем свое и, конечно, побеждаем в этой мысленной баталии. Интересный вопрос: а что сейчас произошло, с кем мы спорили, кто давал нам ответы и увлек нас спором? Ответ есть в духовных трудах отцов: мы спорили с бесами, но не победили их, а потешили. Выполнение совета святителя Игнатия – спор словами не доказательств, а молитвы и покаяния.
Вспоминаем Евангельскую заповедь… Можно представить, что человек поступит так: пришли к нему помыслы, например, осуждения начальника, он должен вспомнить, какая заповедь есть в Писании – и простить от сердца? Но если человек помрачен неведением, увлекся гневом, то вряд ли он что-то вспомнит и быстро изменится. Начинаются рассуждения ущемленного самолюбия: «конечно, есть заповедь: не суди, и не судим будешь, но начальник меня задел, он же несправедливо ко мне отнесся». А у нас бывает еще более лукаво – мы говорим: «я не осуждаю, я рассуждаю», хотя на самом деле происходит самое настоящее осуждение.
Что с этим делать? Как нам попытаться выполнить то, что говорит святитель Игнатий? Ведь заповедей много, и мы не всегда, читая Евангелие, видим эти заповеди. Но одну заповедь мы должны точно увидеть – это самая первая заповедь, которая сказана Господом в начале Его общественной проповеди, общественного служения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Даже если на ум не приходит, как поступить в том или ином случае, мы можем применить эту заповедь, когда согрешаем вольно или невольно – покаяться, и это будет выполнение заповеди Божией.
Родилась святая в Риме в семье благородных граждан и в три года осталась сиротой. Приютили ее в женском монастыре близ Рима, где игуменией была София, монахиня, достигшая высокой степени совершенства. Через 17 лет об Анастасии уже знала вся округа: христиане почитали ее как великую подвижницу, а язычники пленялись ее редкой красотой.
Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. – Владыка, хотелось бы поговорить о социальном служении Церкви, очень актуальной теме: Вы – руководитель секции по вопросам церковного и социального служения Русской Православной Церкви в Межсоборном присутствии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.