Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (746) → Сила Божия в немощи совершается…

Сила Божия в немощи совершается…

№41 (746) / 1 ноября ‘13

Ведущий Андрей ПечеринКнижная полка

Преподобный Амвросий Оптинский. «Находящемуся на одре болезни в подкрепление». Издательство «Сибирская благозвонница».

Известный всем преподобный Амвросий Оптинский в 36 лет стал инвалидом по состоянию здоровья, но при этом никогда впадал в уныние. И чем тяжелее были у него приступы болезни, тем более возрастал он духовно. Его неподдельная любовь к ближним, доброта, простота в общении, житейский юмор, духовные советы, пропущенные через сердце, оказывали на страждущих живительное воздействие. Советы и наставления преподобного Амвросия дошли до нас в его письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Книга «Находящемуся на одре болезни в подкрепление» познакомит читателей с письмами старца, посвященными болезням, с причинами их появления и христианскому отношению к ним.

Александр Михайлович Гренков (так звали старца в миру) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Веселый и смышленый мальчик хорошо учился и в детстве совсем не помышлял о монастырской жизни. За год до окончания семинарии он тяжело заболел, да так, что уже никто не надеялся на его выздоровление. Тогда Александр и дал обещание Господу: если поправится, то непременно пойдет в монастырь. Однако не сразу исполнил обещанное. 7 марта 1838 года Гренков был утвержден в должности учителя первого класса Липецкого Духовного училища и продолжал жить светской жизнью.

Вот как сам старец рассказывал об этом периоде своей жизни: «Придешь домой – на душе неспокойно; и думаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда – совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года».

Наконец, в 1839 году молодой учитель тайно пришел в Оптину Пустынь и остался там на постоянное жительство. В 1842 году он был пострижен с именем Амвросий, через год рукоположен в иеродиаконы, а еще через три года – в иеромонахи. Для этой цели о. Амвросий поехал в Калугу. Был сильный холод, и он, изнуренный постом, схватил сильную простуду, отразившуюся на внутренних органах. С этих пор уже никогда не мог поправиться по-настоящему.

Потеряв надежду на улучшение здоровья, в декабре 1847 года подал прошение об оставлении его в обители за штатом. На основании заключения уездного врача Калужское епархиальное начальство признало иеромонаха Амвросия неспособным ни к каким монастырским послушаниям. При этом постановило исключить его из штата братии Оптиной Пустыни, оставив на пропитании и призрении обители. В это время отцу Амвросию было всего только 36 лет. С тех пор он уже не мог совершать Литургии; еле передвигался, страдал от испарины, не выносил холода и сквозняков. Пищу употреблял жидкую, перетирал теркой, вкушал очень мало... Но подвижник никогда не унывал и признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. «Монаху полезно болеть», – любил повторять старец Амвросий. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

В дальнейшем приступы болезни неоднократно повторялись, иногда угрожая жизни подвижника. Он, можно сказать, привык находиться на грани жизни и смерти, что само по себе освобождает от всяких земных привязанностей, заставляет жить одной надеждой на помощь Божию.

Все это время незримо происходило возрастание в немощном телесно монахе разнообразных духовных дарований. Здоровье его, и без того слабое, становилось все хуже. Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова Писания: «...сила Моя в немощи совершается». Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог действовал, такой подвиг, такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами.

С утра и до вечера удрученный недугом старец принимал посетителей. Всегда разом схватывая сущность дела, он непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших». В каждом человеке видел он образ Божий.

Обыкновенно, когда состояние старца ухудшалось, все скитские братия были в унынии. Он старался приободрить их, иногда встречая шутливо-приветливыми словами: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю ж и я». Таким образом, сам претерпевая многочисленные страдания, доставляемые болезнью, старец и других учил терпеть скорби, видеть в них духовную пользу и во всем уповать на Господа. Свидетельство тому – письма, собранные в данной книге, которую мы сегодня представляем.

Человеческие страдания, а особенно, как нам кажется, несправедливые, всегда вызывали и будут вызывать много вопросов. Чтобы научиться верному взгляду на свои страдания, требуется постоянный духовный труд. Необходимо не замыкаться в своей боли, не впадать в отчаяние и уныние, а очищать свое сердце путем покаяния и молитвы. «Сила Божия в немощи совершается», и надо научиться быть благодарными Богу за все, что Он нам посылает. Так поступал в своей жизни преподобный Амвросий Оптинский, этому он учил приходивших к нему людей.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 11.45, 17.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Беседы с батюшкой

Игумен Флавиан (Матвеев): Каждая Исповедь – попытка начать с чистого листа

Ведущий Тимофей Обухов

Наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев). – Отец Флавиан, в городе в канун выборов мэра рекламировали монархическую партию во главе с некой Анастасией Баковой.

 
Читаем Ветхий Завет

Трепет сердца, уповающего на Бога

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

На что надеяться?Ассирийский царь смеется над верой Езекии, фактически говорит те же самые слова, которые некогда говорил Голиаф войску царя Саула – перед тем, как Давид поразил его. Он говорит: «Что толку в вашей надежде на Бога, чего вы хотите от этой веры? Она бессмысленна.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс