Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжаем наше исследование Послания апостола Павла к Римлянам. Напомню, мы остановились на словах апостола Павла, что Бог предузнает каждого человека, знает бездну, глубину сердца каждого. В этом свидетельстве апостола Павла три важнейших положения.
Первое. Исток спасения человека – Бог и Его благодать. Бог призывает человека, и человек отзывается на эту благодать, и все, что он созидает в своей жизни, созидается на основе и при содействии благодати Божией.
Второе. Бог знает когда, кого и в какое время призвать, чтобы человек непременно откликнулся, зная, что именно в этих обстоятельствах он может отозваться на Его призыв и начать созидать самого себя во Христе.
Третье. Если человеку благодать дана, то никакая сила в мире не способна его от нее оторвать. Никакой дух, никакой архангел падший, никакой херувим-отступник, никакой враг, никакое правительство, никакие мучения не могут оторвать человека от этой благодати. Это абсолютно невозможно. И вот это свидетельство, может быть, является самым значимым в исторической перспективе.
Порой мы не можем уразуметь, что хочет сказать тот или иной апостол, или, точнее, устами апостола Дух Святой. Часто просто не можем вместить слово, оно кажется нам непонятным, чуждым – мы ведь все выросли в другой традиции, на другом мировоззрении. Не все нам так очевидно, как было очевидно для апостола Павла и первых читателей его посланий, тех, кто стали первыми учениками апостольскими и мучениками за Христа.
Так вот, что касается того, что все дано человекам благодатью. В житиях святых всегда описан момент обращения подвижника к Богу – для всех святых источником обращения стала благодать Божия.
Хорошо известно житие великомученицы Екатерины. Она была готова всей своей жизнью восприять служение Богу, которым она и себя прославила, и Бога, и Бог прославил ее. Именно благодать Божия дана была ей, чтобы стать тем, кем она стала. И когда она познала Бога, она Его исповедала. Именно благодать Божия побудила ее искать Небесного Жениха, именно благодать Божия привела ее к старцу. Кто пойдет искать изображение своего возлюбленного в пустыню к старцу? Это нелогично, нужно идти в царские хоромы, чтобы искать достойного жениха, а не в пустыню – в келью аскета. Она же была образованная, понимала, что ей дана христианская икона, знала, Чье изображение, и она обратилась к Нему, а не проигнорировала призыв – ответила на благодать Божию, обращенную к ней.
А после видения, хорошо описанного в ее житии, она действительно воспламенилась любовью. Хотя что она видела? Как Младенец, изображенный на иконе, отворачивается от нее, но ведь Младенец, а не красивый жених. И как бы кто ни описывал это обращение, понятно, что на самом деле благодать окружила девушку со всех сторон, и она ответила на эту благодать подвигом своей жизни. Дерзновение, которое в ней явилось с обращения к Богу, было плодом, данным ей благодатью. Она это именно так воспринимала и именно так веровала, и так свидетельствовала устами своими, когда ее призвали на мучения.
Итак, в любом житии, какое бы мы ни взяли, везде со всей очевидностью понятно, что человек обращается по благодати Божией. Но день, в который человек обратится к Богу, обстоятельства жизни тоже Богом предувидены – только Бог знает, как и когда человек ответит на Его благодать.
Вот житие Петра, бывшего мытаря, жившего в Александрии. Жадный до безумия был, скуп был так, что только басни про него писать. Но и его поймал Бог, и это было явление благодати. Петр никому никогда не раздавал милостыню, и однажды, чтобы отвязаться от надоевших нищих, бросил в одного нищего первое, что подвернулось под руку, – а это оказалась булка хлеба. И вот видит во сне, как будто бы он пришел на суд, и нет у него ни одного дела доброго, его ждет геенна. И вдруг ангел приносит эту брошенную булку, и кладет на весы, и весы качнулись – это единственное дело Бог вменил ему в доброе. Казалось бы, какое же это доброе дело – бросить хлеб, это кощунство, но Бог показывает видение, зная, что мытарь Петр испугается и взыщет покаяния. Так и произошло. Хотя и не всех мытарей можно видениями обратить в покаяние.
Мы знаем притчу о богаче и Лазаре. Лазарь лежал у ворот богача, чтобы тот хоть что-то кинул ему, чтобы можно было его каким-то образом уловить благодатью и взыскать его в обращение. Ничего не помогло, этот человек умер и пошел в ад, хотя очевидно окружен был благодатью, и сам Лазарь свидетельствовал, взывая к его милосердию. Или Закхей, тоже мытарь. Зашел к нему Христос специально, зная, что это приведет к спасению, что Закхей отзовется обязательно на Его приход. Но разве Он только к Закхею заходил домой? Он заходил, например, к фарисею Симону. Симон не отреагировал жаждой спасения, как отреагировал Закхей. И мы не знаем ничего про Симона-фарисея, а Закхей-мытарь причислен к лику святых и в чине 70 апостолов прославлен и воспевается в Церкви, именно потому, что он взыскал, ответил на посещение Божие.
Бог знал, что именно так оно и будет, и устроил Свой путь и промыслительность событий так, что они стали спасительными для Закхея. Но это рецепт не для всех, это хорошо только для Закхея, только в этих обстоятельствах Закхею это было спасительно.
У каждого свое. Если человек не получил видение, как Петр-мытарь или как преподобная Мария Египетская и многие другие святые, это не значит, что Бог его не предопределил, просто он – другой. Если он действительно способен когда-то хоть как-то отозваться на любовь Божию, Господь придумает способ воззвать из тьмы неверия конкретно к этому человеку.
Даже история XX века показывает, как порой неожиданными путями люди обращаются к Богу: кто-то – читая книгу, кто-то – смотря фильм, кто-то – видя злодеяния. Почему люди обращаются к Богу? Их коснулась благодать, а коснулась она их потому, что они способны в этот момент на нее откликнуться.
Об истинном богоугожденииСегодня мы заканчиваем разговор об истории израильского народа в период царств. Мы остановились на том, что Израильское царство было захвачено
«Проповеди 2010 – 2011. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл». Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», – заповедал Господь ученикам Своим. Преемники апостолов – православные епископы и священники, которые продолжают нести Евангельскую проповедь по всему свету.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.