Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (744) → Вера есть там, где живо сердечное чувство

Вера есть там, где живо сердечное чувство

№39 (744) / 14 октября ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург Читаем Ветхий Завет

Об истинном богоугождении

Сегодня мы заканчиваем разговор об истории израильского народа в период царств. Мы остановились на том, что Израильское царство было захвачено Ассирийской империей, город Самария уничтожен, весь народ уведен в плен, и на месте, где жили 10 колен израильского народа, стали жить иноплеменники. Спустя несколько веков их потомки будут называться самаритянами (самарянами).

А что же в это время происходило с Иудейским царством? Центром Иудейского царства был Иерусалим и, естественно, храм. Богослужение сохранялось, все священники, которые располагались в городах, отошедших к Израильскому царству, пришли в Иудею, и поэтому священников было много. Достаточно долгое время на территории Иудейского царства сохранялась благочестивая жизнь. Цари были в целом благочестивые, хотя ничем особенным не отличались, и мы повествование об их царствовании как бы пропускаем потому же, почему пропускает их и Священное Писание. Там о них почти не упоминается: о чем говорить, если все благополучно, люди чтут Бога, свершается воля Божия.

Однако мало-помалу цари Иудейские начинают не …уклоняться – уклонения как такового нет, происходит нечто другое – ослабление, как бы мы сейчас сказали, живой веры. Писание говорит: люди перестают надеяться на Бога, они верят, но на Него не уповают, как уповал Давид, как уповали те люди, которых Священное Писание называет праведниками, как уповали отцы израильского народа Авраам, Иаков. В этом отношении, конечно, наиболее характерен пример царя Ахаза. Но об это чуть позже.

Так вот, в Иудейском царстве все это время правят цари более или менее благочестивые, но о них говорится очень мало. Повествование, начинает, так сказать, нагнетать сюжет, акцентировать внимание на том, что происходит в Иудейском царстве тогда, когда там начинает свою деятельность один из величайших пророков Ветхого Завета Исаия. И до него были пророки, и после него, но Исаия особняком стоит в истории израильского народа, в истории Ветхого Завета вообще. Но это требует особого разговора. Он как историческое лицо действует и в Книгах Царств, высказывая свое отношение, свидетельства, обращенные к царям иудейским.

Раз есть пророки, причем такие яркие, как Исаия, есть и лжепророки. О них тоже более подробно говорится в книгах пророческих, но лжепророки в Иудейском царстве, во всяком случае, на страницах Священного Писания, появляются даже раньше, чем известные пророки. Упоминаются они в эпизоде с пророком Михеем, который не благословляет от лица Бога ходить войной на соседние государства. Лжепророков становится чем дальше, тем больше, тем весомей их пагубное влияние на народ, на общество израильское.

После падения Израильского царства серьезные внешние обстоятельства меняют историю и царства Иудейского. Так получилось, что закат Иудейского царства сопровождается правлением действительно незаурядных, великих в своем роде царей – по духовным способностям, по влиянию на народную жизнь. И на страницах Священного Писания подчеркивается их необыкновенная значимость. Это три царя: Иезекия, Манассия и Иосия.

Но мы начнем с эпизода, который произошел с царем Ахазом. Царь Ахаз приходится отцом царю Иезекии. Это ему пророк Исаия дал в знамении всем известное пророчество: се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил. Так вот, Ахаз, зная о мощи Ассирийского царства, о том, что именно Ассирийское царство сокрушило Израильское царство, которое доживает последние дни, пишет письмо ассирийскому царю – просит помощи, называет себя рабом, слугой, сыном ассирийского владыки, и обращается к нему за помощью: приди и сокруши моих врагов. Что Ассирийский царь и делает. Сыну царя Ахаса Иезекии придется столкнуться уже самому с ассирийской угрозой, которую, по сути дела, навлек на себя его отец.

Так вот, когда ассирийский царь действительно помог царю иудейскому Ахазу, тот делает следующее: посылает верных людей в Ниневию, столицу Ассирии, чтобы сделать точный чертеж жертвенника, который стоит в храме ассирийского царя; точно по этому чертежу он у себя сооружает такой же, ставит его на место жертвенника Господня, который стоял в храме Иерусалимском и повелевает приносить на нем самые лучшие приношения. Он и жертвенник Господень не отменяет – просто, отодвинув его в сторону, сохраняет как дань традиции, но в то же время сам как царь дает санкцию совершать жертвы на новом жертвеннике.

Нет, по-прежнему жертва совершается Богу, никакого идола нет, но жертвенник-то иной, сделанный по образцу, который не заповедан Богом, а фактически языческого алтаря. Вот этот поступок на самом деле показателен, он открывает, чем живы иудейские цари того времени, хотя и сохраняется у них какая-то вера. То есть они сохраняют веру в Бога не в силу своего сердечного устремления к Нему, не в силу того, что они действительно уповают на Бога, а в силу того, что такова традиция. Но на самом деле их сердце далеко уже не занято мыслью о Боге и желанием Ему угождать.

В Священном Писании эта мысль очень популярна и цитируется она очень часто у святых отцов Церкви. Это мысль о том, что истинное богоугождение состоит именно в угождении сердечном. «Сыне, даждь Мне сердце твое», – говорит Священное Писание. Только там, где есть сердечное чувство, только там и есть место тому, что Священное Писание называет верой.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Русские праведники

Молитва – это великий труд. Дом Ксении

В блокадном Ленинграде в самую тяжелую зиму 1942 года люди из последних сил добирались до Смоленского кладбища, где стояла часовня Блаженной Ксении Петербургской. Они сюда приносили письма к блаженной со своими просьбами, для многих это было последней надеждой: «Милая Ксения, устрой так

 
Исследуйте писания

Бог знает каждое сердце

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

В начале всего лежит благодать Продолжаем наше исследование Послания апостола Павла к Римлянам. Напомню, мы остановились на словах апостола Павла, что Бог предузнает каждого человека, знает бездну, глубину сердца каждого.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс