Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (741) → Проблемы биоэтики. Клонирование: за и против

Проблемы биоэтики. Клонирование: за и против

№36 (741) / 23 сентября ‘13

Беседовал священник Павел ПавличенкоБеседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Протоиерей Петр Мангилев: Правильный ответ на главные вопросы
Беседовал Тимофей Обухов

На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Предеин, магистр богословия.

– Отец Димитрий, поговорим о такой проблеме биоэтики – клонировании.

– Клонирование на сегодня проблема, скорее, теоретическая, мы еще не видим клонов себе подобных. Клонирование человека в большинстве стран мира запрещено, и пока еще нет свидетельств, что удалось клонировать человека и он живет нормальной жизнью, которую можно проследить в течение нескольких лет.

Со временем это может стать очень серьезной проблемой, – факт. Клонировать животных уже удалось. Человек, с точки зрения биологической, тоже животное, и создать клон человека вполне возможно, считают очень многие ученые. Но здесь есть ряд очень серьезных духовных и нравственных проблем. Как их решить, неясно, поэтому самый лучший способ их решения – это запретить клонирование просто как факт.

– Какие аргументы выдвигает против клонирования Православная Церковь?

– Начать нужно с вопроса: ради чего современная наука так рвется клонировать человека? Конечно, некоторыми учеными движет чисто научный интерес, но почему-то мне кажется, судя по прессе, по многим другим обстоятельствам, что многими учеными все-таки движет жажда обогащения. Огромные гонорары готовы посулить некоторые люди, некоторые силы, чтобы осуществить клонирование; как мне почему-то кажется, оно будет использовано, чтобы очень богатым людям обеспечить фактически почти вечную жизнь. Большинство смертей у человеческого рода происходят из-за того, что отказывают те или иные внутренние органы. И если человек будет внимательно следить за своим здоровьем, консультироваться у врачей, ему будут своевременно говорить, например: «Ваша печень в таком состоянии, что нужно либо кардинально лечить, что сейчас уже почти невозможно – настолько вы ее разрушили своим образом жизни, либо ее лучше всего своевременно поменять на абсолютно здоровую печень». И вот человек, который себе заблаговременно создал клон, может постепенно разбирать этого клона «на запчасти», брать у него по необходимости все внутренние органы, которые изнашиваются. Потому что, с точки зрения механической, мы можем представить себе организм человека как машину, которая тоже рано или поздно теряет те или иные запчасти. И человек может теоретически бесконечно себе продлевать жизнь за счет того, что будет менять все в своем организме.

Но представим себе судьбу его клона. А если это будет живое существо, имеющее совершенно здравый взгляд на мир, на жизнь, если это будет полноценный человек? Как можно его использовать в качестве средства продления собственной жизни? Как можно его постепенно убивать? А, может, не постепенно, а мгновенно: взять у него сердце, пересадить себе. Вот о чем говорит Церковь, когда протестует против клонирования.

– Отец Димитрий, если клоны все-таки появятся, как к ним отнесется Православная Церковь?

– Здесь очень много проблем, которые заранее нужно предвидеть, в том числе то, что нарушатся традиционные нравственные отношения. Если, например, женщина, которая не может иметь ребенка обычным образом, создаст клон самой себя, то фактически ее дочь, которая родится у нее, будет ее сестрой, можно сказать, близнецом. И таких ситуаций мы можем сразу несколько придумать: сын может стать братом отца, внучка – дочерью деда, и так далее – множество совершенно немыслимых вещей. Но если мы в целом попытаемся оценить, что Церковь будет делать в подобных случаях, мне кажется, мы должны обратиться к аналогии с детьми, которые рождаются в ненормальных брачных отношениях. Церковь совершенно определенно осуждает блуд и прелюбодейство. Но если ребенок все-таки рождается от блуда или от прелюбодейства, даже если точно известно, что это незаконнорожденный ребенок, все равно Церковь его крестит, допускает ко всем остальным церковным таинствам, даже несмотря на то, что согрешили его родители и грех этот серьезен. Я думаю, что аналогичным образом Церковь будет относиться и к клонам, если они докажут, что являются полноценными людьми. Это будет видно просто по их жизни.

– Отец Димитрий, еще одна проблема биоэтики – трансплантация органов. Как к этой проблеме относится Православная Церковь?

– Это проблема несколько иного порядка, и Церковь вовсе не так однозначно протестует против трансплантации. Даже можно сказать, что в целом по отношению к этому явлению у Церкви нет негативного отношения: очень много различных ситуаций, когда трансплантация органов может осуществляться – человек готов близкому другу или родственнику добровольно отдать какой-то свой орган, чтобы продлить тому жизнь. В таких случаях Церковь признает свободное право этого человека пожертвовать что-то своему ближнему, в том числе и какой-то орган своего тела. Это можно считать исполнением заповеди Господа Иисуса Христа о любви к ближнему.

Но вместе с тем мы должны представлять, что далеко не всегда ситуация выглядит так красиво, даже, я бы сказал, в большинстве случаев трансплантация осуществляется либо из трупа, либо этот орган просто покупается у какого-то человека за определенную сумму, о которой с ним заранее договариваются. Тогда это может быть проблемой.

– Отец Димитрий, существует мнение, что вместе с органом передается и часть личности донора. Что Вы об этом думаете?

– Я с этим не согласен категорически. Церковь не имеет догматического учения по этому вопросу, но, тем не менее, частное богословское мнение многих авторитетных святых отцов, учителей Церкви, говорит о том, что душа человека находится во всем его теле, она не локализована где-то в одной части тела. Душа оживляет все тело, она, можно сказать, совпадает по контурам с нашим материальным телом. Поэтому если один орган пересаживают, то душа не может быть пересажена вместе с этим органом. Это касается и личностных качеств, поскольку главным носителем личностных качеств в человеке является все-таки нематериальная душа, – мы не можем утверждать, что пересадка какого-то одного органа, пусть даже это будет сердце, может повлечь за собой пересадку личности другого человека. Главное, чтобы человек, которому пересадили новый орган, сам вел благочестивый, христианский образ жизни, тогда можно совершенно не опасаться, что этот орган может сказаться на его образе жизни.


Смотрите программу «Преображение» (Одесса) на телеканале «Союз»: вторник 07.30, суббота 12.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Уроки Православия

Зря потраченное время – потерянное сокровище

Укрепление душиОпытное познание веры – именно его святитель Игнатий искал от юности и после долгих терзаний, недоумений и сомнений наконец обрел искомое в писаниях святых отцов Православной Церкви. А позже четко, конкретно, ясно изложил его для современников в своих творениях.

 
Церковь и общество

О посещении храма

Продолжение. Начало в №35 (740) Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения? – Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в день Святой Троицы

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс