Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (741) → Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Казаки не могут быть неправославными

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Казаки не могут быть неправославными

№36 (741) / 23 сентября ‘13

Беседовал Сергей Юргин Архипастырь

– Наш гость – председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Владыка, 1 сентября – день памяти Донской иконы Божией Матери, покровительницы казачества…

– Замечательно. Праздник Донской иконы Божией Матери празднуется 1 сентября, в этот же день начинается новый церковный год. В прежние времена в этот праздник Донскую икону Божией Матери вместе с Владимирской и другими чудотворными святынями приносили из храмов Московского Кремля в Донской монастырь, это было огромное событие для всей Москвы. И сегодня по милости Божией уже не первый год чудотворная Донская икона Божией Матери XIV столетия переносится из Третьяковской галереи в Донской монастырь и находится там двое – трое суток.

– Владыка, хотелось бы узнать историю этой иконы, откуда пошло ее почитание, какие чудеса были явлены от нее?

– Ее история начинается с Куликовской битвы, когда, по преданию, она была принесена донскими казаками на Куликово поле и вручена Димитрию Иоанновичу Донскому. Эта икона прошла полностью всю битву, как описывается в акафистах, как хоругвь, как воительница, вместе с воинами, потом она была помещена в храм Коломенского кремля, а затем в один из храмов Московского Кремля.

Второе событие огромной важности – чудо, совершенное Царицей Небесной через образ Донской иконы Ея, когда в 1591 году царь Федор Иоаннович противостоял огромному полчищу крымских татар, которых насчитывало 100 тысяч человек. Очень небольшое войско русских ратников стояло именно здесь, на территории Донского монастыря. Там находилась небольшая церковь Сергия Радонежского, и в эту церковь принесли Донскую икону Божией Матери. Сам царь Федор, воинство, духовенство со слезами молились перед чудотворным образом. И без единого столкновения, через пару суток, ночью в панике снимается вражеское войско и в панике бежит. После этого царь Федор повелел в благодарность поставить на этом месте Донской собор, сегодня малый Донской собор – свидетель этого чуда. Затем здесь появляется мужской монастырь, строится через 100 лет большой Донской собор.

Но икона не осталась в этом монастыре, царь Федор вернул ее в Московский Кремль. Для монастыря была написана уже в XVI веке копия с Донской иконы чудотворной, и эта копия XVI столетия находится в иконостасе большого Донского собора. А серебряный красивейший оклад этой иконы был подарен императором Александром II Донскому монастырю.

Как я уже говорил, каждый год на память Донской иконы огромный Крестный ход протягивался из Московского Кремля в Донской монастырь. Известный писатель Шмелев, мальчиком живший в Москве, описывает Крестный ход, описывает донские яблоки, которые продавались по дороге, устланной цветами. Это был огромный праздник. И сегодня по милости Божией монастырь с 1991 года возрожден, развивается монашеская жизнь, и уже каждый год пребывает Царица Небесная в своем чудотворном образе Донском.

– Иконе Божией Матери Донской, что находится в Третьяковской галерее, – та самая, которая явила чудеса на Куликовом поле?

– Совершенно верно. Это именно та икона, которая была подарена донскими казаками Димитрию Донскому.

– Считается, что Донская икона Божией Матери – покровительница казачества. В связи с этим хочу спросить, насколько казачество является православным в наши дни? Казаки притекают ли к этому образу?

– Несколько строчек истории. Казачество примерно 500 лет служит России, государству и Церкви Православной. Тогда уже, 500 лет тому назад, они пришли православными людьми. Все устройство казачьей жизни, правление казачества – это круг, на котором выбирают атамана, на котором решают хозяйственные вопросы, выбирают суд чести, совет стариков и другие принимают решения, не может, по казачьим правилам, проходить без присутствия священника. Более того, если священник видит споры серьезные, он может встать, и за ним должны подняться все казаки, и пока он не сядет, не может продолжаться круг, а если он вышел из зала, то круг прекращается. Это говорит о том, что казаки не могут быть неправославными. Другое дело, насколько сегодня они воцерковляются. Этот процесс, конечно, очень сложен. Мы сами свидетели, сколько воцерковилось людей за 25 лет второго Крещения Руси, и каждый из нас может ответить на этот вопрос. Но я бы подчеркнул отличие казачества от остальной части нашего общества: все-таки все казаки сегодня в один голос заявляют, что они – православные люди. Насколько интенсивно они воцерковляются, это не простой вопрос, я не могу цифры назвать, но они все называют себя православными, а значит, есть большой потенциал для работы с ними Православной Церкви.

Полная версия беседы


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 прямой эфир (кроме субботы), на следующий день 13-00 повтор (кроме воскресенья). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефоны прямого эфира: Москва (495) 781-49-54, Санкт-Петербург (812) 677-62-44, Екатеринбург (343) 379-65-70

 
История в лицах

Люди Царского храма. История Храма-Памятника на Крови в лицах

Н.В. Татаринова

Продолжение. Начало в №28, 30, 33, 34, 35 10-летию освящения Храма-Памятника на Крови посвящается 16 июля 2013 года исполнилось 10 лет со дня освящения Храма-памятника на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших.

 
Церковная жизнь

Нарьян-Марская епархия

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков Дата рождения: 19 августа 1960 г. Дата хиротонии: 25 февраля 2012 г. Дата пострига: 19 декабря 1991 г. Родился в семье служащих в г. Минеральные Воды Ставропольского края. Крещен в младенчестве. В 1965 г. семья переехала в г. Владимир. В 1977 г. по окончании средней школы поступил на филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1982 г.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс