Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии.
– Владыка, хотелось бы поговорить о проблемах духовного образования в Русской Православной Церкви.
– Это очень актуальные проблемы.
– Владыка, Вы – ректор Московской Духовной академии и семинарии. Поясните, какие цели и задачи стоят перед духовным образованием, чем оно отличается от светского?
– Наша академия, как и остальные почти сто учебных заведений – это семинарии, академии, духовные училища – Русской Православной Церкви, призвана готовить священнослужителей. Это основная задача духовного образования, поставленная перед нами Священноначалием Русской Православной Церкви.
Что было до 1917 года? Строго выстроенная система духовного образования: церковно-приходская школа, духовное училище, семинария, академия. Все это рухнуло с революцией. Только во время Великой Отечественной войны возрождается духовное образование в нашей стране – открываются семинария и академия. Программа семинарии была чем-то средним между программой училища и семинарии; эта единственно разрешенная форма духовного образования позволяла готовить священнические кадры.
Начало 90-х годов: изменяются взаимоотношения Церкви и государства. Государство больше не запрещает готовить будущих священнослужителей и вообще развивать и расширять систему образования, появляются другие формы – воскресные школы, институты и университеты, которые ставят задачей не только подготовку будущих священников. Возьмите, например, Свято-Тихоновский университет. Он имеет несколько факультетов, готовит и богословов, будущих пастырей, и историков, катехизаторов, миссионеров, есть и певческий факультет, и так далее. То есть различные формы образования становятся реальностью.
В чем основное отличие духовного образования от светского? Образование – это двуединый процесс: получение суммы знаний как таковой (любая система образования на это настроена), и воспитание, прежде всего – духовное.
Кто такой будущий священник? Цель христианской жизни – спасение. Значит, наша система образования должна вести людей к спасению. То есть мы должны готовить людей, которые будут организовывать (может быть, это звучит несколько светски) спасение своей паствы. А чтобы человек мог организовать это, он должен быть сам спасающимся человеком. То есть он должен знать на опыте Церкви, на опыте святых отцов принципы спасения. Но теоретического знания недостаточно, он должен воплощать в своей личной жизни принципы спасения.
– В семинарии, в академии люди и живут, и учатся, как, к примеру, в военных учебных заведениях. В чем отличие семинарии?
– Когда мне приходится встречать гостей, они всегда интересуются распорядком дня. И некоторые говорят: «А что, у вас военно-учебное заведение?». Я говорю: «Нет, ни в коей мере». Мы строем с песней не ходим, но каждый день начинается и заканчивается молитвой. А между утренней и вечерней молитвой – учеба, послушание, участие в богослужении.
Весь образ жизни, весь распорядок должны в человеке формировать стержень именно православного человека, человека, стремящегося к спасению. Распорядок складывался годами, десятилетиями, он практически отработан. Сейчас очень много говорят о реформе, но внутренняя, духовная жизнь подчиняется тем законам, которые подчиняются опыту Церкви, и мы должны этот опыт воплощать, прежде всего в собственной жизни.
– Все ли желающие могут поступить и учиться в духовных учебных заведениях?
– С точки зрения формальной, конечно, да. То есть любой, получивший среднее образование. Документы практически те же, что и в любое учебное заведение, ведь мы подчиняемся тем законам, которые существуют в нашем государстве. Но дополнительно ко всем документам требуется рекомендация священника, заверенная Правящим Архиереем, или самого архиерея.
В данном случае рекомендация нужна для чего? Священник или епископ свидетельствуют, что этот человек уже живет жизнью Церкви. Мы не должны тех людей, которые пришли к нам в семинарию, обращать в нашу веру, мы получаем тех людей, которые уже находятся в нашей вере. Мы их образовываем и даем возможность получить личный духовный опыт в условиях нашего духовного учебного заведения.
(Окончание следует)
Продолжение. Начало в №28, 30, 33 10-летию освящения Храма-Памятника на Крови посвящается16 июля 2013 года исполнилось 10 лет со дня освящения Храма-памятника на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. Этот величественный собор, построенный на месте мученической кончины Царской Семьи
5 августа 2013 года был убит протоиерей Павел Адельгейм. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассуждает о самом факте очередного убийства священнослужителя и о наследии, которое осталось после убиенного отца Павла.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.