Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда пророк Илия выходит из Сарепты Сидонской, он встречает военачальника, приближенного к царю человека по имени Авдий. он спрятал у себя 100 пророков, которых хотела истребить Иезавель. Этот высокопоставленный человек, прячет их, питает и кормит несколько лет, зная, что его жизни угрожает каждый день опасность.
И когда пророк Илия поднимается на Хорив и встречается с Богом, он говорит: «Я один остался служитель Твой, и больше во всем Израильском царстве нет людей, чтущих Тебя». А Бог отвечает: «Нет, есть. 7000 мужей я соблюл Себе, которые не поклонили колено перед Ваалом». То есть 7000 мужей – по крайней мере, 7000 семейств – есть таких, которые на самом деле Ваалу не служат, и об этом не знает ни царь Ахав, ни Иезавель, жена его.
Бог не допускает совсем, чтобы люди в этой стране потеряли веру. Это Он сохраняет верующих во имя Его в безбожном государстве. И мы увидим: когда Бог совершенно оставляет землю народа, тогда там иссякают верующие люди. Историческое существование этой земли пресекается, когда верующих в ней не остается. И это есть знак богооставленности.
Как говорится: не стоит село без праведника. Когда Бог перестает взращивать благодатными Своими дарами праведников и укреплять в них веру, тогда действительно наступают тяжелые времена для этого народа и государства.
Еще урок, который и пророк Илия усваивает, и мы должны унести из этих событий, – это урок смирения. Илия смиряется. Он вдруг чувствует обычный человеческий трепет, он вдруг понял, что он сосуд скудельный, как говорил об этом апостол Павел, хрупкое тело очень немощно, боится, страждет и переживает. Он вдруг понял, как он немощен, хрупок. Когда он дерзновенно вопрошает Бога, то получает урок Божественного смирения.
Как является ему Бог на горе Хорив?
Большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь.
Вот это явление Бога и смирило Илию, но смирило не через сокрушение его телесного или душевного состава – через показ Божественного смирения, того, как является Бог.
О явлении Бога сказано у пророка Исаии по отношению к Христу: «Он льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит» – или в другом месте, в Евангелии, сказано: когда Христос проходил через одно самарийское селение самарийцы не предоставили Ему ночлег, апостолы, которые шли с Ним, говорят: «Давай мы, как Илия, низведем огонь с неба и испепелим их жилища», Христос ответил: «Вы не знаете, какого вы духа. Я пришел не губить людей, а спасать их».
Вот это явление действительного глубочайшего кенозиса, как говорят богословы о Христе, – Божественного смирения. Симеон Новый Богослов говорит об этом: мой негордый Бог.
Первое ощущение, испытанное Илией, – растерянность: а что ж мне делать-то теперь со своей ревностью? Ведь ревность у него была действительно чистой. Вряд ли кто из людей мог бы так чисто ревновать о Боге, как он.
После этого явления Илия постепенно уходит, так скажем, со страниц Библии; мы встретим его потом только в одном эпизоде: в городе, где жил Ахав, был богатый человек по имени Навуфей, благочестивый, богобоязненный. У него был замечательный виноградник, который очень понравился Ахаву, но Навуфей не мог его продать – не из-за упрямства, а потому, что по закону Божию запрещено продавать наследие своих отцов. Он сказал: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!. Ахав это понимал и ходил грустный, и тогда его жена Иезавель говорит: «Я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина – …найди двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя»; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер, а виноградник захвати». Навуфея убили, и Ахав захватил виноградник.
И тут является пророк Илия и обещает Ахаву лютую смерть. Ахав умилился пред Господом, ходил и плакал, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. Он испугался, что слова, которые сказал Илия, будут исполнены. Но Бог, видя даже такое показное смирение, является Илие и говорит: «видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его». Даже если человек хоть так пытается смириться, боясь Бога, Он великую милость низводит на человека, так драгоценно Богу смирение.
Всю историю о пророке Илие можно назвать притчей о смирении.
«Как же стать хорошим регентом? Как научиться управлять хором, слышать все погрешности, правильно общаться с певцами, быть высококвалифицированным специалистом в своем деле?» Эти вопросы волнуют многих начинающих руководителей церковных хоров. Ответы профессионалов на эти вопросы различны
О мыслиПродолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Мы говорили, что человек должен употреблять определенные усилия, чтобы преодолеть последствия греха, того образа жизни
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.