Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«О восьми лукавых духах». Издательство «Сибирская благозвонница»
В книге помещены нравственно-аскетические произведения прп. Нила Анкирского, именуемого Нилом Синайским и Нилом Постником. Пустыннический подвиг святого находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных отцов горы Синайской как «золотой эпохи» Вселенских Соборов, так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное Священное Предание, в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви. Избранные произведения, взятые из этой сокровищницы, составили книгу, которая вышла в свет в издательстве «Сибирская благозвонница», – «О восьми лукавых духах».
Святой отец Церкви IV–V веков прп. Нил Синайский был известен настолько, что его именем еще в древности стали подписывать даже не принадлежавшие ему произведения. Сведения же о святом, по словам издателей, весьма отрывочны, поэтому некоторые ученые даже выдвигали гипотезу: преподобных Нилов было два. Один из них – автор во многом биографического «Сказания об избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова», а другой – автор большого корпуса писем, трактатов о монашеской жизни и комментария на Песнь песней. Впрочем, вопрос о справедливости этих предположений остается до конца не решен, поэтому под именем преп. Нила составители книги вкратце описывают жизненный путь этого святого отца как одной исторической личности.
Родился святой Нил в богатой семье где-то в 340–350 году. Получив прекрасное образование, стал епархом или префектом столицы – Константинополя. Был женат и имел двух детей, но стремление к уединению и подвижнической жизни возрастало в его боголюбивой душе. Оно заставило Нила оставить высокую должность префекта и семейную жизнь, что, впрочем, произошло не без тяжелой внутренней борьбы. Со своим сыном Феодулом он отправился на Синай, где принял монашество около 390 года. По словам священномученика Серафима (Звездинского), жизнь Синайских «монахов-отшельников рисуется у преп. Нила возвышенными, идеальными чертами. Отшельники обитали на Синайском полуострове, полном самых священных воспоминаний. Здесь некогда возгорелся чудесный огонь купины, привлекший своей необычайностью Боговидца Моисея; здесь этот великий муж при трубных звуках, среди блеска молнии и раскатов грома созерцал Господа, внимая Его Божественным предначертаниям. Сюда некогда от злых козней Иезавели пришел великий пророк Израильский, вдохновенный Илия... где в гласе хлада тонка пророк узрел Бога...».
Творения преп. Нила сохранились на греческом, сирийском и других языках. Большая часть творений на греческом языке была издана в XIX веке в «Патрологии» Миня. На русском они появились в серии «Творения святых отцов в русском переводе», а некоторые были переведены свт. Феофаном Затворником и напечатаны в «Добротолюбии». Ныне взят издателями трактат «О восьми лукавых духах», имеющий предметом различение восьми главных греховных страстей или тяжких грехов: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Эти грехи «были названы главными не только потому, что они тяжкие, но и потому, что они способствуют росту прочих грехов».
По словам прот. Георгия Флоровского, «преп. Нил писал в эпоху монашеского упадка. В его творениях резко звучит обличительный мотив... Нил прежде всего напоминает о смысле и безусловности монашеского отречения. Это есть выход из городской, «политической» жизни. Это есть Евангельская «беззаботность», в надежде на милость и щедрость Божию – отказ и забвение о житейских заботах». Преп. Нил побуждает не увлекаться монашествующих мнимым человеколюбием в ущерб душе. Спасение лучше всего, по его мнению, обретается как раз посредством безмолвия и удаления от мирского многолюдства. Евангельским подтверждением предпочтительности безмолвия считается предпочтение Господом Марии перед Марфой.
В книге помещены и собрания кратких высказываний на аскетические темы: «Увещание к монахам», «Мысли, которые человека отводят от тленного и прилепляют к нетленному», «Главы увещательные». Заключает книгу краткийо трактат преп. Нила под названием «Об учителе и учениках». Книга позволит глубже усвоить древнее святоотеческое аскетическое наследие, неотъемлемая часть которого – творения преп. Нила Анкирского.
– Тема беседы – грех многословия. В гостях у передачи «Литературный квартал» на телеканале «Союз» Людмила Осипова, преподаватель колледжа искусства и культуры. – Что говорит Священное Писание о многословии? Евангелист Матфей передает слова Господа
На вопросы отвечает протоиерей Михаил Кудрин, клирик Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга. – Тема нашей программы – взаимосвязь творчества и христианства: какое творчество можно считать православным, как людям творческих профессий
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.