Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (736) → О посте и покаянии

О посте и покаянии

№31 (736) / 19 августа ‘13

Андрей ПечеринКнижная полка

Святитель Феофан Затворник. «Двери покаяния». Издательство «Правило веры»

В 1859 году на Тамбовскую и Шацкую кафедру был поставлен будущий святитель Феофан Затворник. «Много забот, трудов, разного рода препятствий, даже огорчений ожидало Преосвященного Феофана на его новом месте» – Тамбовская епархия была одной из самых обширных и многолюдных, и помимо многочисленного верующего населения, много было сектантов и раскольников.

За короткое время Архипастырь, благодаря своему кроткому характеру, редкой деликатности и участливому вниманию к нуждам пасомых, приобрел всеобщую самую искреннюю любовь. В деле нравственно-религиозного просвещения епископ Феофан уделял особое место проповеди слова Божия. В 1863 году Владыка был переведен на Владимирскую кафедру, которая в то время была пристанищем раскольников. Однако и здесь святитель неустанно трудился на ниве истинного просвещения. Проповеди Преосвященного Феофана, произнесенные им в дни Великого поста на Тамбовской и Владимирской кафедрах, вошли в книгу «Двери покаяния».


Сборник слов и проповедей «Двери покаяния» – одна из книг многотомного собрания творений святителя Феофана Затворника, выпущенного издательством «Правило веры». Данный том составили слова святителя на дни и приготовительные к Великому посту, и самого поста, слова и проповеди, посвященные, как выразился сам святитель, «богоугодной жизни вообще». Святитель рисует картины Страшного Суда, обличает леность души и немилосердные сердца. Так, например, он пишет: «постом только мы немного и остепеняемся, постом только и находим попечительные о спасении помышления. В другое время мы позволяем себе вольности, иногда в очень широких размерах, не без греха, считая их безгрешными. А постом как-то сама собою отрезвляется мысль; желания признают законною обуздывающую их меру и покоряются ей, хоть не всегда без ропота. И заботы многие умолкают; а выступает на среду забота о едином на потребу, хотя, как запуганное дитя, робко предъявляя требования свои. Такое благонастроение обыкновенно навевает на нас святой пост; и трудно бы поверить, чтоб кто пропустил его бесплодно. Бывает, однако ж, так, что, несмотря на спасительное влияние поста, несмотря даже на чувствуемое во время его понуждение к самоисправлению, для иных он не причисляется ко дням спасения. Кому не нужно и кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения – и заглушает сии добрые движения. И вот начинаем мы отодвигать исполнение требований сих: сначала с первого дня на второй, со второго на третий. Потом с первой недели на вторую или третьи, с третьей, на четвертую или последнюю. А на последней что-нибудь помешает или какой-нибудь предлог и отлагательство придумает лукавая леность. Так и весь пост проходит без говения, Исповеди и святого Причастия. Но пропусти только пост – в другое время нечего и ожидать, чтоб мы занялись делом спасения».

Размышляя о саможалении во время трудов исправления, святитель советует пожалеть себя иначе, а именно – отбросив пагубное невнимание к делу спасению. В деле покаяния святитель призывает всецело доверяться духовному отцу и называет его «лицом всего человечества». Тот, «кто стыдится обличать себя на Исповеди, да гонит стыд сей тем помышлением, что здесь стыд за стыд; стыд меньший за стыд больший; стыд спасительный за стыд безотрадный и бесполезный! Пред лицом всего человечества обличатся некогда все недобрые дела наши и таким стыдом покроют нас, что мы охотнее бы согласились быть заваленными под горами, нежели подвергаться ему. Вот и учредил Господь устыдение пред одним, чтоб чрез то избавить от пристыждения пред целым человечеством».

«Действительное изменение и исправление жизни – цель всего устроения нашего спасения», – замечает Святитель и настоятельно советует озаботиться «навсегда удержать Господа в себе».

Представленные в книге проповеди, по словам самого святителя Феофана Затворника, «отобраны и издаются с той целью, чтобы доставить говеющим приспособленное к их настроению и потребностям духовным чтение, а пастырям, ревнующим о назидании говеющих, дать возможность иметь всегда под руками что предложить с церковной кафедры, коль скоро сами не удосужатся составить свое поучение».

Надеемся, что книга проповедей святителя станет для многих читателей настольной.

 
Исследуйте писания

Закон усиливает степень ответственности

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Что дал нам Господь Иисус ХристосМы продолжаем беседу по VII главе Послания апостола Павла к Римлянам. Напомню, что вся эта глава посвящена очень важному, сложному моменту жизни

 
Плод веры

«Мир. Человек. Слово». История и жизнь православной церкви на «Радио России»

Беседовал Александр Гатилин

Гость передачи Людмила Борзяк, журналист, обозреватель «Радио России». – Людмила Васильевна, мы сегодня поговорим об уникальном проекте

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс