Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (736) → Закон усиливает степень ответственности

Закон усиливает степень ответственности

№31 (736) / 19 августа ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Что дал нам Господь Иисус Христос

Мы продолжаем беседу по VII главе Послания апостола Павла к Римлянам. Напомню, что вся эта глава посвящена очень важному, сложному моменту жизни человека – соотношению Закона и греха. Апостол Павел показывает, что Закон лишь свидетельствует о грешности человека и называет грех грехом, но греховность человека обусловлена его внутренними качествами и свойствами, его личной предрасположенностью. Он после грехопадения Адама предан греху, ибо Адам первый согрешил и как наследственную болезнь передал всем своим потомкам. Это состояние усугубляется тем, что каждый человек в меру личной предрасположенности усугубляет свою греховную зараженность, направляя свою волю не к исполнению того, что велит ему совесть или Закон, а как раз к тому, что ему нравится помимо совести и помимо Закона. То есть Закон обнаруживает и обличает наличествующий грех, но греховность человека никак с Законом не связана – это первое. И второе: Закон, хотя и обнаруживает грех, не в силах коренную испорченность уврачевать, не может дать силы человеку победить живущий в нем грех. Более того, рассуждение о соотношении греха и Закона апостол Павел венчает утверждением о безысходности человеческого бытия. Слова апостола Павла показывают, насколько сам он остро переживал эту проблему – в стихе 13 VII главы он говорит: «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди».

То есть мало того, что Закон обличает человека во грехе, показывает, в чем именно он грешен, и это «в чем» касается всех сторон человеческой жизни, – оказывается, Закон усиливает степень грешности и ответственности человека. Но человек грешил просто потому, что «так делают все», он привык жить, как жители Содома: «Все так живут», – просто не знают иной формы бытия и считают это нормой, хотя извращают все пути человеческой природы. Так живут многие, хотя и грешат, может, не так тяжело, как жители Содома, и каждый извиняет себя тем, что «так все делают».

И вот приходит Закон, который ясно показывает человеку: то, к чему он привык, грех, – а человек не может перестать это делать ни физически, ни духовно; он не хочет – он так сжился с полюбившимся ему грехом, что не видит причин его оставить. Теперь он знает, что грешит против Бога, лишая себя надежды на спасение и разрушая и собственную жизнь, и жизнь потомков, – но ничего не может с собой сделать.

Так его ответственность становится больше – он раньше грешил не зная, что такое грех, а теперь он все-таки грешит, зная. Закон не только обличает человека в грехе, но и усиливает степень ответственности за него.

И вот, доводя до этой высшей, фактически надрывной ноты, показав падшесть человеческой природы, сложность взаимоотношений падшего, греховного человеческого существа с данным ему святым Законом, апостол Павел говорит, что эта трагедия безысходна, никакого выхода из этой ситуации нет. И дальше – его вывод из этой ситуации, известные всем слова: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю тo, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».

Почувствуйте всю драматичность дохристианского бытия человека, о котором свидетельствует апостол Павел, всю подвластность человека, жившего до Христа, закону греха, – и почувствуйте, что человеку (а, стало быть, каждому из нас, живущему после прихода Иисуса Христа в мир, после его смерти и Воскресения, нашего Крещения во имя Иисуса Христа) дал Христос!

Чрезвычайно важно почувствовать, что сделал для нас Христос. Если попытаться кратко выразить суть этого достаточно большого отрывка из Послания к Римлянам, то она такова: если есть ситуация, при которой я хочу поступить согласно Закону и воле Божией, согласно заповедям, мне известным, но поступить так не могу, то это делает живущий во мне грех.

Значение Закона, как ясно показывает апостол Павел, как раз в том, чтобы показать, что человек под властью греха, он не может освободиться из-под этой власти никакими доступными ему средствами. Он может только плакать и стенать: как бы ни хотел он сделать добро, все равно закон, живущий в нем, так или иначе разрушает его намерения, и человек не может сделать добра, которое хочет, либо делает зло, которого не хочет.

Самая, может, драматичная из иллюстраций в этом отношении – судьбы праведнейшего из людей праведного Иова, как о нем написано в Священном Писании, всем известного пророка, и праведнейшего из царей – Давида, который, почти неожиданно для самого себя, преступил несколько законов, что действительно повлекло смерть очень многих людей. Вот фактическое подтверждение того, что человек предан греху.

Но если мы только этот вывод сделаем из прочтенного отрывка, этого мало, надо смотреть глубже. Этот вывод в принципе каждый может сделать, если, вдумываясь в каждое слово, прочитает вторую часть VII главы Послания к Римлянам.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Пророческое служение в Ветхом Завете

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Делай, что должно…Пророк Илия. Мы почти не знаем ничего о его жизни, кроме тех обстоятельств, которые связаны с судьбой царя Ахава, Израильского царства и предсказаний, обличений

 
Книжная полка

О посте и покаянии

Андрей Печерин

Святитель Феофан Затворник. «Двери покаяния». Издательство «Правило веры» В 1859 году на Тамбовскую и Шацкую кафедру был поставлен будущий святитель Феофан Затворник. «Много забот, трудов, разного рода препятствий, даже огорчений ожидало Преосвященного Феофана на его новом месте» – Тамбовская епархия

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс