Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (731) → Бог дает благодать смиренным

Бог дает благодать смиренным

№26 (731) / 8 июля ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

О смиренномудрии

Наша очередная беседа – о разделении Израиля на два царства. Корни этой трагедии в личной судьбе Соломона. Как всякому, наверное, известно, Соломон просил мудрости, это было чаяние его сердца. Он видел во сне, будто явился Бог и сказал: «Что тебе надо?». И Соломон просил мудрости, но когда проснулся, понял: это был сон. Тем не менее, он получил славу мудрейшего человека на земле, и это было засвидетельствовано не только его народом, но и иноплеменниками – известно, что царица Савская приходила послушать его речей. То, что он был действительно мудрейший человек на Земле, засвидетельствовано Господом Иисусом Христом. Хотя мудрость ему была дарована, он творил мудрые дела, написал мудрые книги, он не смог мудро устроить свою собственную жизнь. И не просто не смог, так скажем, раскрыть до конца свой потенциал, а очень тяжко согрешил в конце жизни. Причем согрешил не по неведению, руководимый страстями, но сознательно, и именно против мудрости.

Он собрал очень большой гарем, у него было 300 жен, 700 наложниц – но здесь важно не количество (хотя у Давида было намного меньше). Важно, что брал он себе женщин из племен, о которых Бог заповедовал: не брать оттуда жен. Как человек, отмеченный Богом, он не мог не знать этого запрета. И, тем не менее, он эту заповедь презрел, не послушал Бога – ему очень хотелось иметь каких-то особенных, необыкновенных, очень красивых, чем-то необычных женщин. И он брал без разбора, даже из тех племен, из которых брать было нельзя. Нарушение заповеди Божией и привело его ко греху.

Все та же проблема! Человек свободен. От него зависит, как он распорядится даром, данным ему от Бога. Любой дар, начиная с каких-то творческих способностей и кончая даром Святого Духа, не означает непременно наше спасение. Сам факт получения дара не означает даже того, что мы достигнем славы. Положим, нам дан талант сочинять стихи или писать картины. Только от нас зависит, как мы сможем его развить... Что мы сделаем? Будем ли мы исполнять то, что требуется от нас?

Соломон не смог понести до конца бремя этого Божественного дара, с ним что-то произошло. Что произошло с Соломоном, по Книге Царств объективно рассказать не получается; с большой долей вероятности, мы можем сказать, что главная его проблема – это гордость, надменность. В том-то и опасность любого Божественного дара, что он делает человека особенным, не похожим на остальных, – стало быть, ему легче, чем другому, возгордиться. А это и делает человека пустым от благодати Божией: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.

Как только появляется гордыня, если с ней не бороться, последствия окажутся такие же, как у Соломона, – богозабвение, ослепление ума: человек забывает заповеди, которые были для него очевидны, слова, которые знал наизусть.

Все, что мы помним о Боге, чем мы живем в Боге, что побуждает нас ходить в храм, – действие не только нашей свободы, но и благодати Божией. Если мы начинаем это приписывать только себе, забываем, что на самом деле мы, как говорится в Новом Завете: «рабы неключимые – рабы ничего не стоящие», начинаем превозноситься, – за это мы лишаемся благодати, все валится из наших рук.

Человек получает немощи именно, чтобы он никогда не надмевался, никогда не забывал, что сила, явленная в нем, – это дар Божий. Поэтому благодатью Божией апостол Павел услышал те самые слова: «сила Моя в немощи совершается» – ему оставлена была его немощь, чтобы он никогда не забывал, что он – глиняный сосуд, что он хрупок, слаб, что все, что в нем есть, есть благодать Божия. Соломон об этом забыл.

Так что при всей вожделенности мудрости она не является абсолютным благом для человека; это не самое главное приобретение и не самая страшная потеря в жизни. Поэтому сам Соломон пишет: «кто умножает знания – умножает скорбь», ему вторит апостол Павел: «знание надмевает, а любовь назидает».

И святые отцы нашей Церкви говорили не о мудрости как таковой, а о смиренномудрии. То есть о том, что мудрость должна быть растворена смирением. Если человек смирился, то он мудр – само осознание своей неспособности, нищеты и есть подлинная мудрость человека. Поэтому в Новом Завете сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Информация

Выпускники семинарии – будущее Церкви

Варвара Тихонова, г. Екатеринбург

18 июня в Актовом зале Екатеринбургской Духовной семинарии состоялась защита дипломных работ выпускников 2013 года. Защищались студенты очной и заочной форм обучения – вниманию комиссии свои работы

 
Исследуйте писания

Христос делает смерть источником жизни

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О крещенииВсе мы умрем – все рожденные от Адама умирают, даже Христос умер. Но Христос делает смерть источником жизни.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс