Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (730) → «О дне же том и часе никто не знает…»

«О дне же том и часе никто не знает…»

№25 (730) / 1 июля ‘13

Андрей ПечеринКнижная полка

Мария Волкова. «Последние времена». Издательство «Сибирская благозвонница»

Размышляя о предстоящем конце света, все мы, и верующие, и неверующие, чаще всего представляем себе довольно мрачную картину. Это или падающий на Землю гигантский астероид, крушащий в пыль города, или разрушительная война, или «взрыв» Солнца. Но для верующих конец света связан прежде всего с катастрофой духовной – приходом антихриста, с установлением мирового порядка, при котором определенная группа лиц так или иначе будет подвергаться преследованиям.

О том, что ждет нас в «последние времена», рассказывает Мария Витальевна Волкова в книге с одноименным названием. Эта книга вышла в свет в издательстве «Сибирская благозвонница». Автор использует Священное Писание, труды святых отцов и известных проповедников.

Размышляя о последних временах земной истории, считает автор, мы зачастую не испытываем ничего, кроме самых негативных чувств. Но, с другой стороны, Откровение апостола Иоанна Богослова – самая последняя книга Нового Завета, повествующая именно об этих событиях, заканчивается не мрачно, а удивительно радостно и светло: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Почему? В Священном Писании мы действительно находим описания ужасных событий. Тем не менее, и в словах евангелиста сквозит радость, и у первых христиан; конечно, не антихриста и не бедствий они ждали, а своего горячо любимого Владыку, Господа нашего Иисуса Христа.

Здесь содержится ключ к пониманию православной точки зрения на конечные судьбы мира. Если бы главный акцент христианской веры стоял на пришествии антихриста, это отразилось бы в кратком изложении основных христианских догматов – Символе веры. В нем сказано не об антихристе, но о Втором Пришествии Христа. В молитве Господней мы тоже не находим упоминаний об антихристе, напротив, все внимание молящегося уводится прочь от этого мира: «Да приидет Царствие Твое» и – самое главное – «да будет воля Твоя». Мы произносим это, свидетельствуя, что судьба и этого, и будущего века всецело находится в руках Божиих: радость не о кончине мира, а о его преображении, но еще больше – радость от встречи со Христом, Который придет не уничиженным, но в сиянии вечной славы, так, что о Его приходе станет известно всем – вот главная причина радости для христианина.

Автор рассматривает еще один немаловажный вопрос – о вычислении сроков конца мира и предлагает обратиться к Священному Писанию и к сочинениям святых отцов, чтобы понять, имеют ли смысл подобные изыскания. Внезапность Второго Пришествия подчеркивается как в Евангелии, так и в апостольских посланиях. Вот что говорит Иисус Христос: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Перед Вознесением Господь говорит апостолам: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Мы не можем назвать точной даты Второго Пришествия, поскольку это прямо запрещено в Священном Писании, но можем говорить о признаках, предшествующих появлению антихриста, и, исходя из их наличии или отсутствия, делать выводы. Более того, упоминание дат вообще бессмысленно, как бессмысленно, к примеру, отвечать на вопрос нерадивого ученика, в котором часу он завалит экзамен. Стоит отметить еще один важный момент: Бог открыл нам все важнейшее, что необходимо для нашего спасения, не открыв при этом точную дату конца мира. Очевидно, делает вывод автор, это знание было бы неполезно для нас. Не лишена убедительности мысль, что установление какого-то определенного срока ограничило бы свободу человека, исключило бы его из исторического процесса, ведь человек совместно с Богом творит собственную историю от начала и до конца мира.

Все, что от нас требуется, – не тратить впустую драгоценного времени на вычисление скрытых от нас сроков, а внимательно наблюдать за собой и всегда бодрствовать, чтобы быть готовыми во всеоружии встретить надвигающиеся испытания. Тем более, как отмечает автор, мы предупреждены и о грядущих бедствиях, и о причинах их.

Мы не знаем точной даты конца нашего мира, и это, несомненно, задумано по благому Промыслу Божию, чтобы Христос, «пришед внезапно, не нашел нас спящими», чтобы мы бодрствовали и молились, чтобы, в конечном счете, оказались готовы к встрече с Ним. И чтобы вместо совершенно бесполезного для нас вопроса о времени кончины мира задавали только тот, который на самом деле способен изменить нашу жизнь: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Русская литература

«Согласие в мыслях и стремлениях». Н.С. Лесков о браке и семье

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

Николай Семенович Лесков (1831 – 1895) – выдающийся мастер художественного слова – оставил нам в наследие непреходящие идеи о человеке и мире.

 
Архипастырь

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны»

Беседовала Наталья Горенок. Журнал «Православие и современность», г.Саратов

Центральное место в жизни христианина занимает участие в таинствах Исповеди и Причастия.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс