Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Практически два года в Новоспасском монастыре существует музей. Предметы его коллекции были представлены в Екатеринбурге на выставке «Подвиг служения России Царской династии Романовых». Выставка организована Духовно-просветительским центром «Патриаршее подворье» Екатеринбургской епархии, по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, и посвящена 400-летию призвания на царство Михаила Федоровича Романова (выставка была открыта, в день празднования Феодоровской иконе Божией Матери; Новоспасский монастырь представил для нее несколько раритетных вещей – личные вещи Великого князя Сергея Александровича Романова).
Мы поговорили с создателем музея Новоспасского монастыря о жизни маленького музея: каким он был? Как создавался? Какие цели и задачи выполняет? Об этом мы ведем речь с Денисом Борисовичем Солодовниковым, руководителем Фонда памяти Великого Князя Сергея Александровича.
Коллекцию музея Новоспасского монастыря нельзя назвать значительной, она только формируется. Но среди экспонатов монастырского музея есть подлинные предметы и раритеты, связанные с жизнью и смертью Великого князя Сергея Александровича. Малая часть собрания экспонатов монастырского музея представлена на выставке в Екатеринбурге.
А наш разговор о музеях... Надо сказать, что церковные музеи в нашем Отечестве появились в последней трети ХIХ века и были одними из первых музеев страны. Именно из музеев церковной древности выросли, можно так сказать, огромные ныне федеральные музеи-гиганты, коллекции которых насчитывают более ста тысяч предметов и документов в фондах. К их числу можно отнести музей-заповедники «Ростовский кремль», Кирилло-Белозерский, Новгородский и многие другие учреждения культуры.
В нашем материале не пойдет речь о взаимоотношении Церкви и музеев, о точке соприкосновения, взаимопроникновения, соработничества, когда и церковные структуры и светские будут к общей пользе служить народу и Отечеству в полной мере, хотя этот вопрос достаточно актуален ныне в обществе; пока мы являемся свидетелями момента «перетягивания одеяла» в разные стороны. Но речь не об этом.
К слову заметим, что Великий князь был председателем Государственного Исторического музея. Близко сойдясь с выдающимся русским историком Иваном Егоровичем Забелиным, Сергей Александрович тесно сотрудничал с ним при создании и расширении научной коллекции Исторического музея. Он входил даже в мелочи работы, которую считал важной для упрочения национального самосознания и культурного уровня русского народа. Великий князь Сергей Александрович был руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств (теперь это Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), возглавлял Императорское Палестинское общество. Так что и раньше музеям придавалось огромное значение.
– Как создавался музей Новоспасского монастыря?
– Я очень хотел, чтобы был музей обители. Он здесь был при Владыке Алексии, но доступ был ограничен. Посещали непосредственно только высокие гости. А задачи музея в их открытости, публичности. Я мечтал именно об этом. Думалось создать музей на базе воскресной школы. Но как-то все не устраивалось. Мы стали собирать различные артефакты. Но в один прекрасный момент все стало стремительно меняться. Бывшее помещение склада стало музеем. Мы с энтузиазмом принялись создавать музей, о котором мечтали.
– Музей может быть продолжением храма?
– Музей – это часть истории монастыря. И, конечно, в первую очередь каждый человек приходит помолиться, но, попадая в музей, он соприкасается с той жизнью, которая была здесь до того момента, как он вошел.
– Ведь нам всегда кажется, что все только начинается с нашим приходом и до нас ничего не было...
– Да, это так. А на самом деле была целая жизнь – на протяжении нескольких веков. И, знакомясь с этой жизнью, надо почувствовать дух людей, которые здесь жили, здесь молились, чего-то делали: творили, писали, создавали, или наоборот, разрушали, Как это было в ХХ веке. Через раритетные вещи музея, или какие-то лица на фотографиях, свидетельства всевозможных документов можно почувствовать и понять, или как-то по-новому оценить то место, в которое человек попал. И уходя из этого музея он, может быть, совершенно по-другому вдруг захочет подойти к той иконе, у которой был час назад, но уже с другими мыслями обратится к Господу, или Богородице, уже зная чуть больше… Это не просто изображения, а история людей, крупинки их жизни, их чаяния, надежды, крушения… Ведь они когда-то тоже пришли сюда за чем-то и, может быть, получили…
(Продолжение в следующем номере)
О вниманииПротоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Разве удобно думать о Боге человеку, вставшему, например, утром под душ? Или чистящему зубы, или совершающему иные
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из Екатеринбурга в год 400-летия династии Романовых и в день рождения Царя-Страстотерпца Николая Александровича вышел Крестный ход, чтобы, пройдя 1500 километров, 1 августа достичь Костромы, соединив две точки истории Отечества
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.