Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (726) → Протоиерей Андрей Канев: Во всем нужна мера

Протоиерей Андрей Канев: Во всем нужна мера

№21 (726) / 3 июня ‘13

Ольга БаталоваУроки Православия

Добродетель умеренности

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:

– За внимание к себе нужно бороться. У нас есть внимание, как свойство ума. И, мне кажется, все труды святителя Игнатия направлены на то, чтобы мы правильно его использовали, иначе его использует враг, принеся тебе погибель. То, что нам советует святитель Игнатий, – это реальный опыт борьбы за ум, то, что нам было бы очень важно делать. А когда ум у нас будет постоянно настроен, то и многие греховные дела у нас просто не родятся.

Этот реальный опыт – и свой, и других святых отцов, святитель Игнатий изложил в статье «Чин внимания себе для живущего посреди мира». Заметим, все сочинения святителя имеют одну существенную особенность. По свидетельству современников и по признанию самого автора, он никогда не касался духовных предметов, не проверив их на собственном опыте. А потому главный труд его жизни так и называется «Аскетические опыты» – это очень точно передает особенность данной книги. Святитель поясняет: «Это книга практическая – ибо в ней излагается теория святых аскетов, проверенная практикой. Это – поприще деятельной веры». И опыт убедительно показывает – абсолютно все на этом поприще имеет свой порядок, свою последовательность. Вот и в разбираемых нами «Аскетических опытах» святитель по порядку перечисляет те важнейшие вехи, на который должен ориентироваться христианин, желающий проводить среди мира внимательную жизнь. Он пишет: святые отцы предписывают желающему внимать себе умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище…

Протоиерей Андрей Канев:

– Это очень взаимосвязано и никакого удивления у нас не должно вызывать. Потому что страсть чревоугодия впускает в душу человека другие страсти. И если человек привык объедаться, есть разнообразно, очень потакать своим вкусам, неумеренно это делать, тогда у него развивается расслабленный строй духовной жизни. Когда человек начинает приходить к умеренности, у него по-другому начинает работать ум. В других произведениях святителя Игнатия очень хорошо описано как разные роды пищи влияют на ум человека. Если человек, допустим, привык к какой-то тяжелой, жирной пище, не ограничивает себя в этом, у него один нрав получается. А если он привык приучать себя к воздержанности, другой будет. А если он все сделает по-христиански, с покаянием – совсем иное духовное настроение... Так о чем здесь пишет святитель Игнатий? Не о том, что нужно поститься целый год – он говорит об умеренности, о постоянной умеренности. Вот этой умеренностью может быть практическая борьба с чревоугодием, когда человек выбирает для себя режим питания, что тоже очень важно; в наше время он очень сместился, и у нас получается, что основной прием пищи, к сожалению, приходится на ужин. А должно быть, чтобы он приходился на обед, чтобы человек, принимая пищу, затем мог трудиться, и в труде эту самую силу, энергию, которую он получает за едой, тратить не на грехи, а на работу. Не обязательно физическую – может быть, он не физически работает; и нравственная, умственная нагрузка тоже забирает много сил у человека. Умеренность – это когда человек выбирает меру пищи, чтобы не переедать, соблюдать постные дни – среду, пятницу, посты, которые заповедованы Церковью. Если человек хотя бы в этом найдет для себя норму, то это уже будут внешние условия для приобретения внутреннего внимания.

Благоразумная умеренность в пище, пишет святитель, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе. А разгорячение крови (как то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин, рождает множество помыслов и мечтаний) – иначе говоря, рождает рассеянность…

Протоиерей Андрей Канев:

– Благоразумие... И тут мы склонны к скаканию между крайностями: или ничего не делаем, или мечтаем о каких-то строгостях (например, есть два финика в неделю), чего с нас никто не требует. Благо разумное – это все-таки посильное: люди живут в разных условиях, у них разное здоровье, разный возраст, разные социальные факторы – работа, семья, верующие и неверующие в окружении. Поэтому со своим духовником нужно обсуждать меру, чтобы было благоразумно. Не стесняться. Церковный Устав – это же не линейка, по которой всех можно мерить. Святитель Игнатий как раз говорит об особом духовном подходе к человеку. Не нужно стесняться, если что-то не получается. Нужно подойти к духовнику и попробовать выяснить для себя, допустим, меру воздержания. Это очень важно: не я сам себе назначил и начал, как мне кажется, благоразумно воздерживаться, а потом хожу злой и донимаю всех своих ближних – все должно быть решено с духовником, по его благословению.

Какого человека мы считаем благоразумным? Рассудительного, способного обдумывать свои действия. Того, кто осторожен, ничего не делает сгоряча, умеет советоваться. Он семь раз отмерит и один отрежет, и не зная броду не полезет в воду. Таково обычное житейское благоразумие. Но если человек не имеет его в обычной жизни, то и в духовной он благоразумным не станет. Об этом святитель Григорий Нисский говорит так: «Хозяин не допустит в своем доме чего-либо неприличного или безобразного: или кровать неубранную, или стол, покрытый грязью, или того, чтобы дорогие сосуды были брошены в какое-либо нечистое место, а назначенные для низкого употребления лежали на виду у входящих в дом; но приведя все в порядок и найдя для каждой вещи достойное место, он смело принимает гостей, нисколько не опасаясь, что сделается известным, как ведутся дела у него по дому. Так, думаю, должен распорядиться и хозяин нашего душевного дома ум. Все, что есть в нас, он должен расположить стройно: каждую из сил души, которые Создатель дал нам вместо утвари и сосудов, должен употреблять сообразно с ее природой и во благо... Силу желаний должен утвердить в чистоте души, отделив, как некий дар, и начаток своих благ Богу и, сохраняя ее неприкосновенно чистой и неоскверненной... Раздражение, гнев и ненависть употреблять, как псов при воротах, чтобы они бодрствовали для противодействия только греху и направляли свое естественное свойство против того вора и разбойника, который тайно проникает, чтобы погубить божественное сокровище, чтобы украсть или умертвить. Мужество и смелость должно держать в руках, как щит, чтобы не упасть духом, когда находит уныние и устремляются на нас нечестивые; надежду и терпение - как жезл, чтобы опираться, когда приводят в изнеможение искушения. К печали благовременно прибегать в случае раскаяния в грехах, так как она ни на что другое не полезна. Справедливость да будет верным правилом при определении того, что непогрешительно во всяком слове и деле, как должно располагать силами душевными и как воздавать каждому свое по достоинству».

Но разве по силам навести такой порядок человеку невнимательному? Уж если в житейском порядке без внимания не обойтись, то в порядке духовном тем более. Потому мы так пристально и изучаем статью святителя Игнатия «Чин внимания себе для живущего посреди мира»: чтобы в собственной душе избавиться от беспорядка.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник-вторник 19.30, среда-четверг 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Программа

Игумен Димитрий (Байбаков): Что делать, если кабельный оператор отключил «Союз»

Беседовал Антон Пепеляев

– Мы продолжаем разговор о телеканале «Союз». Есть проблема: кабельное телевидение отключило телеканал «Союз». Что делать? – Да, мы периодически получаем такие жалобы. К счастью, они все-таки единичные, кабельные сети понимают

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Надо учиться видеть красоту Божия мира

Беседовал протоиерей Александр Березовский

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (г. Москва). – Батюшка, начну с вопроса. Вера из Москвы спрашивает: «Объясните, пожалуйста

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс