Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (724) → «Жертва Богу – дух сокрушенный»

«Жертва Богу – дух сокрушенный»

№19 (724) / 20 мая ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

О покаянии

Надежда на то, что смирившегося человека Бог наказывать не будет, – это ведь не только человеческая вера Давида. Можно сказать, это свидетельство Духа, по-прежнему живущего в Давиде. Мы не можем понять нашим обычным, во многом фарисействующим сознанием, как здесь совмещаются грех и Дух, они же, казалось бы, несовместимы. На самом деле, когда дело касается реальной человеческой жизни, так может быть. Ведь Давид не смог бы даже произнести этот псалом, не смог бы помолиться, будь он оставлен Богом.

Во Второй Книге Царств есть такой эпизод. Был некто Навал, богатый, но никуда не годный человек, и у него была хорошая, мудрая жена по имени Авигея. Во время скитания по горам Давид очень часто оказывался недалеко от полей, от скота, от домов этого человека и никогда не причинял ему зла, а наоборот, помогал оберегать скот, поддерживал пастухов. Когда стало совсем тяжко, ему и его людям есть нечего, он все же заботился, чтобы охранять эти стада, чтобы никто не смел взять чужого без спроса. И в тяжелый момент посылает своих людей попросить еды, зная, что сейчас стригут овец (а это праздник, по еврейскому обычаю, когда принято угощать гостей). Давид говорит: мы не можем прийти к тебе в гости, но ты дай нам как гостям, потому что мы ничего никогда у тебя не брали силой, – наоборот, помогали сколько могли. Навал отказался, Давид разгневался. И, слава Богу, мудрая жена Навала Авигея Давиду принесла провиант, и, вернувшись, рассказала мужу, от чего его спасла: Давид был полон решимости уничтожить все в доме Навала, ведь Навал нарушил Закон Божий – отверг просящего брата, да еще и в праздник, фактически отказался подать милостыню, имея изобилие во всем. Он преступил заповеди и Божии, и человеческие. Поэтому Бог решил его наказать. Когда Навал услышал рассказ жены, он вдруг как бы помертвел, как сказано в Библии: сердце его окаменело, он пробыл в таком состоянии 10 дней и умер. Вот что бывает с человеком, когда он осознает свой грех, но без Духа Божия. Собственно говоря, это и есть Страшный Суд для тех людей, которые не готовы к этому Суду.

Вдруг мы узнаем свой грех. Кто переживал это, знает, что приходит именно окаменение. Мы понимаем, что согрешили, что никакой пощады нам нет, и с ужасом ждем, что нам за это будет. Первое, что, осознав свой грех испытывает сердце, из которого Дух Святой не ушел, – позыв плакать перед Богом, покаяться перед Ним, ведь Он не может не простить, Он – Бог. И эта теплота сердца, которая преклоняет наши колени перед Престолом Божиим, и делает нас дерзновенными просить Его о прощении. Это говорит, что Дух Божий по-прежнему с нами, ведь никто бы не смог призвать Бога, если бы не был движим Святым Духом.

Так что опыт царя Давида показывает, что на самом деле Дух Божий может не оставить человека, даже если он по каким-то причинам падает в грех. Главное, чтобы человек не закоснел в этом состоянии. Чтобы утвердить себя в благодати Божией, он должен прибегнуть к покаянию. Если он не признает себя виновным, не будет просить о милости Божией, тогда действительно будет оставлен Богом, как был оставлен Саул. А Давид прибег к покаянию, и этим спасся.

До скончания века будет так, что все действительно надеющиеся на Бога достигнут такого состояния. Но каждый человек, согрешив, вновь и вновь будет с плачем прибегать к Богу и молиться словами 50-го псалма. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда человек согрешил и плачет перед Богом словами Пятидесятого псалма Давидова, он будет прощен. Он сразу видит, что милость Божия с ним, что он не отринут, что Бог по-прежнему ждет от него упования, дальнейшего послушания во всех путях своей жизни. Именно этому учит нас эпизод с грехом.

Но не все так просто. Будь Давид обычным человеком, то, наверное, все бы на этом и кончилось, как в большинстве случаев покаянием все и заканчивается. Но Давид – царь, и о его грехопадении знают все. Если он останется без наказания, тогда те, кто совсем не так относятся к Богу, как Давид, сочтут возможным для себя грешить так же. Как говорят у нас в народе: рыба гниет с головы – если начальник делает, то имею право и я, если он ведет себя так, то имею право и я. Чтобы поступок царя Давида не стал соблазном для народа, Давид несет наказание. Но не как частное лицо, а соответственно положению, которое он занимает. Можно сказать, он по-царски наказывается, и наказание соразмерно тому, что он сделал. Он обесчестил чужую жену, и Бог устами пророка Нафана свидетельствует, что все его жены будут обесчещены на глазах всех людей. Он убил невинного человека, и теперь убийство, кровь от дома его не отойдет до самой его смерти. Так и получилось.

Совсем вскоре после этого началась та самая гражданская война, о которой я уже упоминал, сын восстал против своего отца, а до этого получилось так, что один из сыновей Давида обесчестил свою сестру, за это был умерщвлен своим братом. И этот брат, Авессалом, то есть сын Давида, восстает против своего отца. В ходе гражданской войны – второй, кстати, за время правления Давида – погибает много славных воинов, в том числе и сам Авессалом. И дальше люди, преданные Давиду и имеющие родство с ним, по той или иной причине продолжают умирать. Это наказание за пролитую Давидом невинную кровь.

И ребенок, зачатый во грехе Вирсавией, умер; плод греха не должен жить, иначе он породит новый грех. Когда Урия уже был мертв, Давид взял в жены Вирсавию, и ребенка, который родился уже в законном браке, назвали Соломон. Возлюблен он был Богом фактически с первых дней своего существования и был великим перед Богом человеком.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Уроки Православия

Подвиг есть борение человека с собою

Ольга Баталова

О вниманииО внимании святитель Игнатий пишет, опираясь на опыт других святых отцов, которые учили: хранить внимание – это обязанность христианина, и объясняли, почему. Так, святитель Иоанн Златоуст советовал: «Внимай себе и отовсюду оглядывай себя – неусыпно стереги себя оком ума!

 
Исследуйте писания

Подвиг веры

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Надеясь на милость БожиюПриступаем к 4-й главе Послания апостола Павла к Римлянам. Она целиком посвящена описанию подвига, жизни, веры Авраама, как образца для каждого человека. Авраама в итоге апостол называет отцом всех верующих.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс