Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (724) → Подвиг есть борение человека с собою

Подвиг есть борение человека с собою

№19 (724) / 20 мая ‘13

Ольга БаталоваУроки Православия

О внимании

О внимании святитель Игнатий пишет, опираясь на опыт других святых отцов, которые учили: хранить внимание – это обязанность христианина, и объясняли, почему. Так, святитель Иоанн Златоуст советовал: «Внимай себе и отовсюду оглядывай себя – неусыпно стереги себя оком ума! Ибо ты ходишь посреди сетей – враг повсюду разложил незаметные петли». А преподобный Исаия Отшельник отмечает: «Внимательный и бдительный человек не только не терпит никакого вреда от людей, но отклоняет от себя и Небесный гнев». А вот что говорит о значении внимания преподобный Ефрем Сирин: «Блажен, кто внимательно испытывал самого себя и замечал в себе многочисленные, едва приметные недостатки, кто ограждал себя от греха, чтобы Бог умилосердился к нему на нелицеприятном Суде Своем». А ведь на этом самом Суде пред Богом предстанет каждый из нас…

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:

– И нам тоже придется отвечать за свои дела, нам, людям, живущим в миру. Ведь Страшный Суд не только для монахов, он для всех, в том числе и для нас. Как сказано в Евангелии, не только страшные преступления или, например, человеческую низость будет оценивать Господь на Страшном Суде, но за каждое праздное слово, за греховное чувство, которое мы допускаем в сердцах и оставляем без покаяния. За все человек будет отвечать.

Страшный Суд – это Суд Господа Иисуса Христа над всеми людьми – и живыми и мертвыми, и состоится он при Втором Пришествии Спасителя. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся и каждому будет определена вечная участь по его делам и словам. Святые отцы говорят, что существует некая «память сердца», в которой, как в книге, запечатлевается вся наша жизнь – и внутренняя, и внешняя. И на Страшном Суде эта книга, написанная в глубинах нашей души, как бы раскроется. И только тогда мы увидим себя такими, какие мы есть на самом деле, а не какими себя представляли. Увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала, и как упорно мы ей сопротивлялись и стремились ко греху. Но если мы будем внимательны к себе, если станем ограждать себя от греха и упражняться о Господе – Суд этот может оказаться для нас не таким уж и Страшным.

Протоиерей Андрей Канев:

– Это, конечно, не просто – не надо думать, что мы один раз прочитали духовную книгу, настроились, и теперь будем жить как подвижники. Конечно, нет – духовная жизнь очень непроста. Святитель Игнатий говорит о правилах невидимой брани. Мы должны понимать, что это не лозунг. Но, если человеку будет пытаться, будет внимательным хотя бы 5 секунд – уже хорошо. Если в течение дня он иногда вспомнит о Боге – уже замечательно. Ведь речь идет не о том, что сильный, крепкий воин взял оружие и побежал на врага. Кто мы? Мы духовные инвалиды! Мы больше похожи на людей, выползающих из реанимации, – но должны хоть как-то сражаться. Поэтому вот это «выползание» из реанимации, эти самые секундочки, когда человек-христианин помнит о Боге – это уже не плохо. Надо правильно оценивать и это. А то мы начинаем ориентироваться сразу на идеал: «у меня все не так, как написано у отцов, значит, я к этому не способен и этого делать не буду».

Очень часто мне приходится говорить: почему вы так низко оцениваете то, что вам Бог дает? Покаяние – это дар Божий. У тебя появилось покаяние – почему ты сразу говоришь: «у преподобного Серафима не так». Ты кто такой? Ты радуйся, что хоть это тебе было дано Богом, потому что большего ты не достоин и пока не сможешь понести…

Добродетель памяти о Боге, как всякая добродетель, многоступенчата. Сначала человек приобретает простые навыки внимания к себе, которые со временем становятся привычками, в хорошем смысле этого слова. Поэтому сама память о Боге очень важна, чтобы человек понимал, кто он и что он сейчас делает. В противном случае человек силу своего ума, внимания направляет в грех: не обязательно человек целый день думает о грехе, такое не часто бывает, – но, как писал преподобный Никодим Святогорец, лукавый многозаботливостью водит людей, живущих посреди мира, то есть нас.

(Продолжение в следующем номере)


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник-вторник 19.30, среда-четверг 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Беседы с батюшкой

Священник Вадим Коржевский: Память о смерти ограждает от греха

Беседовал Александр Сергиенко

В гостях телеканала «Союз» клирик Успенского кафедрального собора г. Дмитрова, член Епархиальной комиссии религиозного образования и катехизации священник Вадим Коржевский. – Батюшка, уместно ли христианину

 
Читаем Ветхий Завет

«Жертва Богу – дух сокрушенный»

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О покаянииНадежда на то, что смирившегося человека Бог наказывать не будет, – это ведь не только человеческая вера Давида. Можно сказать, это свидетельство Духа, по-прежнему живущего в Давиде.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс