Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Приступаем к 4-й главе Послания апостола Павла к Римлянам. Она целиком посвящена описанию подвига, жизни, веры Авраама, как образца для каждого человека. Авраама в итоге апостол называет отцом всех верующих.
Авраам веру свою проявил всей жизнью. Апостол Павел рассматривает здесь важнейший эпизод, когда Авраам ждал рождения сына и не изнемог в этом ожидании, хотя ждать пришлось 25 лет. Это было тем более сложно, что он получил обетование о рождении сына, будучи в очень зрелом, так скажем, возрасте – в 75 лет; он ждал исполнения обещанного, не изнемогши в вере. И дождался.
Ожидание Авраама никоим образом не вписывается в свидетельство повседневного человеческого опыта. Если 15-летнему человеку скажут, что через 25 лет у него родится сын, все равно будет трудно так долго ждать, потому что мы – люди торопливые. Но все-таки очевидно, что в 40 или в 50 лет может у человека родиться сын. А каково было ждать Аврааму? Он приближается к своему столетнему юбилею, а до сих пор нет сына, вожделенного и возлюбленного, и жена его столь же стара, как и он, ей 99 лет. И, тем не менее, он не изнемогает, он знает, что это возможно, хотя никогда он не слышал, чтобы у столетних супругов рождался сын. А он верил и не изнемогал.
Началось это все намного раньше, когда Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из отечества своего и иди в землю, которую Я тебе скажу». Авраам поверил и вышел, хотя шел не зная куда – ему не была указана точка, в которую надо прийти. Он должен был идти, в буквальном смысле слова, «куда глаза глядят», и там, где Бог ему повелит остановиться, он должен был остановиться. С момента исхода вся жизнь его была пронизана доверием Богу, верой в то, что никаким опытом здравого человеческого рассуждения не описывается. Это был именно подвиг веры.
Грандиозный аккорд этой жизни в вере таков: получив обещанного сына, возрастая вместе с ним до его 14-летнего возраста, он был Богом призван принести его в жертву. И он идет, не изнемогши в вере, делает все, что повелел ему Бог.
В Послании к Римлянам апостол Павел акцентирует внимание на ожидании сына. Авраам поверил, и эта вера засвидетельствована была тем, что он готов был ждать и терпеть. То есть в свидетельство веры он принес подвиг ожидания. Не исполнение каких-то предписаний закона (которого тогда не было – он будет написан позже, не государственные законы – он сам себе закон, сам себе государство, он свободно перемещается по земле, руководствуясь только законом собственной совести и тем, что велит ему Бог), а ожидание исполнения обетования стало его делом. К чему призвал его Бог, то он и делает.
Так, по апостолу Павлу, и должен жить каждый христианин. Вспомним Послание апостола Иакова, который тоже приводит пример Авраама, говорит, что вера без дел мертва есть, и показывает, без каких именно дел. Речь не о делах, которыми мы думаем оправдаться, а о делах, которые предполагают в основе своей веру.
Авраам поверил и делает то, что от него требуется: ждет обещанного. Если бы он не стал ждать, то не получил бы его. Апостол Павел делает из этой истории с патриархом Авраамом два вывода. Первый – Авраам поверил Богу и делает то, что велел ему Бог, 25 лет не видя исполнения обещанного. Ждет и терпит. Авраам не был безгрешным человеком, некоторые его слабости и немощи так впечатляют современного читателя Священного Писания, что приходится слышать вопросы: «Как он мог так поступить?».
С нашей точки зрения, это вещи совершенно несообразные, окончание жизни Авраама смущает очень многих – то, что последовало после того, как он совершил подвиг своей веры, взойдя на гору, чтобы принести в жертву сына своего Исаака. Да, он был просто человеком, не был праведником в нашем смысле этого слова, но, с точки зрения Священного Писания, он считается образцом праведности, потому что праведность ему сообщила его вера. Вот как пишет об этом апостол Павел: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».
Можно привести на этот счет самый известный, может быть, пример из Нового Завета, когда Христос обращается к Своим ученикам и говорит: «Если вы сделали все то, что должны были сделать, скажите: мы рабы ничего не стоящие, что должны были сделать, то сделали» – стало быть, никакой награды за это никому не положено: человек делает что должен, и никто никогда не сможет сказать, что он сделал все совершенно безукоризненно. Но даже если бы он так сделал, то и тогда ему никакой награды нет – ведь он всего лишь сделал то, что должен был сделать: он раб, который исполняет волю своего господина и будет наказан, если не исполнит. А исполнит – никакой похвалы. Единственное, что достойно похвалы, это вера, вера Богу, Который оправдывает человека только потому, что тот верит, независимо от личных качеств человека.
Для нашего сознания, привыкшего оправдывать себя теми или иными совершенными нами делами, эти слова звучат непонятно. На самом деле, мы обращаемся к Богу, несмотря на все наши немощи, – потому что знаем, что Он всеблаг , и надеясь на милость Его.
О покаянииНадежда на то, что смирившегося человека Бог наказывать не будет, – это ведь не только человеческая вера Давида. Можно сказать, это свидетельство Духа, по-прежнему живущего в Давиде.
Произнесено 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.