Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В гостях телеканала «Союз» клирик Успенского кафедрального собора г. Дмитрова, член Епархиальной комиссии религиозного образования и катехизации священник Вадим Коржевский.
– Батюшка, уместно ли христианину праздновать день рождения?
– Если мы учтем, что летоисчисление происходит от Рождества Христова, и мы день Рождения Спасителя отмечаем, то день рождения для христиан праздновать вполне уместно.
– Но ведь у святых мы празднуем день кончины, а не день рождения?
– Мы же не знаем дни рождения очень многих святых (по понятным причинам), но знаем день их кончины и поэтому отмечаем. Другая причина – желание отметить конец жизни как делу венец. Ведь по кончине видно, как человек прожил жизнь, является ли она примером для подражания. И еще (возможно, это уже мое личное мнение) мы обращаем внимание на день преставления того или иного святого по той причине, что это нам напоминает о нашей смерти.
– Насколько память о смерти нам необходима?
– Если мы хотим понять, что такое наша жизнь на земле, если хотим найти смысл в этой жизни, то необходимо знать, что есть у нее предел, и готовиться соответственно к этому пределу. То есть память об этом необходима, чтобы познать суету земной жизни. Мы знаем также, что жизнь после смерти тела продолжается, следовательно, надо готовиться к той жизни, ведь там мы получаем воздаяние за эту жизнь.
И если вспомнить изречение Священного Писания, что память о смерти не дает согрешать, то можно сказать, что она необходима, чтобы не грешить или остановиться в делании греха.
Есть такое изречение святоотеческое: «Кто познал предел этой жизни, тот только и может положить предел своим грехам», то есть если ты помнишь об этом, тогда не будешь совершать дел, которые потом отзовутся плохим образом, сможешь удержаться от гнева, стяжательства. Кроме того, ты сможешь положить начало доброй жизни, начало добродетелям. У святых отцов даже существует такое мнение: если человек не помнит о своем конце, то он здание свое строит даже не на песке, как в Евангелии представлено, а на воздухе. Получается, что тот, кто не помнит о смерти, не может перестать согрешать и не может положить начало жизни добродетельной.
– Но если мы постоянно будем задумываться о смерти, не отравит ли это нашу жизнь?
– Смотря какую жизнь. Греховную станет отравлять. Но если мы поймем, что грех – это болезнь, почувствуем, как эта болезнь мучает нас, как раз память о смерти, которая прекращает грех, даст возможность очиститься от страстей. И тогда получается, что такая память не мешает радоваться жизни, а наоборот, даже способствует этому.
– Почему же тогда мало кто помнит о смерти?
– По понятным причинам. Во-первых, это память мучительная. Ведь для нас неестественно умирать. Были философы, которые пытались доказать, что бояться смерти не нужно. Почему? Потому что это естественный процесс, а все, что естественно, не должно вызывать страха, мучений. Но люди не переставали бояться. Потому что на самом деле смерть – это не естественный процесс, смерть вошла в жизнь вместе с грехом: Бог смерти не творил, мы были когда-то бессмертными и душой, и телом. Естественно бояться смерти, и Господь боялся смерти, как мы читаем в Евангелии, и просил: «Да мимо идет чаша сия». Поэтому такая память вызывает смущение и страх, но здесь есть одна ошибка: мы должны понимать, что мы смертны и бессмертны одновременно, должны знать, что наша жизнь продолжается, бытие не прекращается, хотя происходит разделение души и тела.
А когда люди задумываются о смерти, то обычно они как раз представляют ее как окончание вообще бытия, и это является невыносимым помыслом, от которого хочется избавиться, наслаждениями заглушить эту память. Но заглушить ее не получается. И вот это осознание, предчувствие чего-то страшного, неизведанного, мучает.
Выход один: нужно рассмотреть повнимательнее, что такое смерть, познать истинное положение вещей, что есть жизнь земная, почему она имеет предел, что следует потом. Бояться смерти надо и потому, что следует за ней Суд и воздаяние. И кто жил недолжным образом, тот получает мучительную вечность. А еще память о смерти может побуждать к тому, чтобы здесь воздерживаться от грехов и вести добродетельный образ жизни, и будет воздаяние благом. То есть райское наслаждение.
Память о четырех вещах: смерти, Суде, аде и рае называется памятью смертной. Святые отцы говорят, что этот страх, мучительная болезнь сердца, необходим для ведения добродетельной жизни и не нужно этого избегать, а особенно – как-то заглушить. Вся наша цивилизация сегодняшняя направлена на то, чтобы смерть как-то изъять из жизни, по крайней мере, ее не демонстрировать. Мы уже практически не видим похорон, как это раньше было. Мы сталкиваемся со смертью только на экране, понимая, что это всего лишь игра. И это мешает нам помнить о смерти.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Перед написанием этого краткого воспоминания я нашел запись речи Оптинского иеромонаха Феофилакта, сказанной по отпевании убиенных Оптинских иноков. Не знаю, точна ли цитата, но она очень верна по сути и многое передает из наших тогдашних переживаний: «…сегодня здесь совершается нечто необычное
О вниманииО внимании святитель Игнатий пишет, опираясь на опыт других святых отцов, которые учили: хранить внимание – это обязанность христианина, и объясняли, почему. Так, святитель Иоанн Златоуст советовал: «Внимай себе и отовсюду оглядывай себя – неусыпно стереги себя оком ума!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.