Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня главным образом поговорим о совершенно особенном событии в жизни Давида. О событии этом известно всем, ведь мы постоянно читаем псалом, написанный под влиянием этого события. Речь пойдет о грехе, совершенном царем Давидом. Позволю себе напомнить хрестоматийные факты.
Перед тем как Давид пленился красотой Вирсавии, чужой жены, у него уже было 10 жен, от которых были дети, имелись и наложницы – конечно, это был не такой гарем, как у его сына Соломона, но все-таки с избытком. Как потом ему скажет пророк Нафан: «Не любую ли женщину в Израиле мог ты сделать своей женой? Все, что пожелал бы, все было твое».
Итак, он прельстился красотой Вирсавии. В это время его армия и муж Вирсавии были на войне с аммонитянами. Увидев, как она совершает вечернее омовение, он повелел привести ее и совершил грех прелюбодейства, взяв чужую жену. Через какое-то время он отпустил ее.
И когда ее муж Урия вернулся с войны, Давид стал к нему присматриваться: знает или не знает Урия, что произошло. Пригласил его во дворец, угощал, а наутро узнал, что Урия, дойдя до своего дома, ночевать в доме отказался. Не зашел даже в дом увидеться со своей молодой, красивой женой. Это смутило Давида; он понял, что, скорее всего, Урии все известно. И снова он приглашает Урию к себе. На этот раз, как говорится в Библии, ему удалось Урию напоить, только после этого он отпустил его домой. И даже в таком состоянии Урия не пошел домой. Давид понял, что Урия все знает, и решил просто от него избавиться – повелел своему полководцу Иоаву поставить Урию в такое место битвы, чтобы тот был заведомо обречен на смерть. Так оно и получилось – Урия был убит (как потом скажет пророк Нафан: «Ты убил Урию руками аммонитян» – то есть кто-то из аммонитян вонзил в него копье, но за этим стояла рука Давидова, он так повелел). Фактически Давид совершил два греха: прелюбодеяние и убийство невинного. Не просто невинного, а того, кто был его доверенным лицом, его защищал, человека, кому он был обязан жизнью, ведь Урия был одним из самых приближенных, верных царю воинов.
Когда это произошло, к Давиду пришел пророк Нафан и рассказывает притчу. Был богатый человек, у которого было много овец, а жил рядом сосед с одной овечкой. Но когда пришли гости к богатею, и он захотел накормить их, то повелел взять у соседа единственную овечку и ее заколол, оставив человека ни с чем, а самого его убил. Давид вскричал: «Смерть такому человеку!», – и Нафан говорит: «Ты этот человек». И Давид сразу же осознал свою вину. То было какое-то помрачение, о природе этого помрачения мы здесь говорить не будем – если Бог даст, коснемся, когда будем говорить о книгах пророческих и о Книге Иова. Не это сейчас важно. Важно, что, совершив двойной смертный грех, Давид был обречен. По закону Бога, Которого он чтил, он должен быть дважды мертв – за каждое из этих преступлений его надлежало убить.
Именно от Ветхого Завета пошло понятие «смертный грех», то есть грех, за который человеку подлежит смерти. Давид знает Закон и как человек, искренне любящий Бога, во всем уповающий на Бога, придя в чувство, понимает, что он совершил, и осознает свой грех.
В этом случае очень хорошо просматривается разница между царем Давидом и царем Саулом. И тот, и другой совершили грех, и тот, и другой подверглись вразумлению от пророков, то есть Бог послал к ним пророков. Пророк Самуил пришел к Саулу, как и Нафан к Давиду, не наказать, а вразумить. Саул отрекся от этого вразумления, не послушался пророка, а Давид послушался. Он сразу осознал свою вину, смирился и начал молиться о прощении. Если Саул ожесточился, услышав обличение в грехе, то Давид смирился. Этим отличается человек смиренный и кроткий от человека гордого и надеющегося на себя. Нет человека, который был бы жив и не согрешил, только один Человек был без греха – это Иисус Христос; все остальные не могут жить и не согрешить. Смысл не в достижении такого состояния, когда бы ты мог искренне сознать, что ты безгрешен, но в том, что один, зная свои грехи, смиряется и плачет перед Богом об их прощении, а другой ожесточается, отказывается признавать их грехами, тем самым не признавая существования высшего Судии.
Давид показал, что он может оступиться, может, даже совершив тяжелый грех, все-таки через покаяние взыскать Бога. Главное, о чем просит Давид в 50-м псалме, который все мы хорошо знаем, о чем плачет перед Богом, – он просит не забирать от него Дух Святой, Дух Божий, которым живет, потому что без этого Духа жить дальше он не хочет и не может. Давид понимает, как жестока и бессмысленна будет его жизнь. Он видел Саула, у которого был взят Дух, он видел, как тот мучался, – он видел, кем стал Саул, поэтому так сильно не хочет, чтобы этот Дух был у него взят: тогда придет отчаяние, дух уныния, от которого будет истреблено все вокруг и в нем самом. Единственное, о чем Давид ходатайствует перед Богом, – что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Он как бы говорит: у меня ничего нет, никаких достоинств. Он не пытается показать, что, мол, я много сделал для Тебя, столько перетерпел ради Тебя, и Ты теперь меня за это прости. Давид только одно говорит: я перед Тобой смиряюсь, что хочешь делай, но надеюсь, что человека, осознавшего грех и трепещущего перед Богом, Ты не отвергнешь. Как говорит наша пословица, «повинную голову меч не сечет».
Окончание. Начало в № 16, 17 «Вся наша жизнь есть служба»Хлестаков в «Ревизоре» – это уже не просто нарицательный тип, а всепроникающее явление.
Голос Бога в сердцеС 17-го стиха 2 главы Послания к Римлянам апостол Павел начинает очень серьезное обличение иудеев, суть которого сводится к тому, что важно не то, какой ты плоти, а важно, какой ты по духу
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.