Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы предлагаем вашему вниманию беседу митрополита Волоколамского Иллариона и журналиста Дмитрия Киселева. Тема беседы – роль религии в современном мире, общественная роль и значимость Церкви.
– Здравствуйте, Владыка. Не кажется ли Вам, что соотношение между мировыми религиями сейчас на планете сдвигается, и христианство стало более уязвимым?
– Христианство стало более уязвимым в некоторых регионах. Особенно на Ближнем Востоке и в Европе. Ближний Восток – там мы сейчас наблюдаем очень тревожные процессы, которые, к сожалению, подпитываются извне людьми, ставящими свои политические и стратегические цели, которые приводят к вытеснению христианства с тех территорий, где оно существовало на протяжении веков. Более того, это исконно христианские территории, там зарождались Древние Церкви. И сегодня само существование этих Церквей оказывается под угрозой. Это, например, Сирия, где силы радикальные, исламистские рвутся к власти, – а они ставят своей целью полное уничтожение христианства. И там, где они приходят к власти, они христиан изгоняют или физически истребляют.
В Европе культ политкорректности и секулярного мышления приводит к постоянным нападкам на христианство, к вытеснению христианства из общественного пространства, к маргинализации Церкви и к дискриминации христиан.
– Два очевидных примера – Северная Африка и Ближний Восток, где радикальный ислам используется как оружие против христианства. Более того, он используется как варварское оружие, дикое, кровавое, ведущее к пыткам, убийствам, к уничтожению людей, городов, христианских общин. Что может противопоставить христианство этому варварству?
– Христианство не может давать никакой силовой ответ. Христианство всегда будет сопротивляться любому злу и насилию так, как сопротивлялся ему Христос.
– Я правильно понимаю, что Вы призываете миллионы христиан быть распятыми?
– Я их не призываю, но иногда жизнь так складывается, обстоятельства так складываются, что у человека есть выбор: либо отречься от веры, либо последовать за Христом. Этот выбор сделали тысячи новомучеников Русской Церкви, которые пострадали совсем недавно.
– В результате, простите за такой легкомысленный образ, но христианство будет стираться с глобуса, как ластиком: были – сейчас нет, были – нет...
– Оно не будет стираться потому, что есть Бог, Который побеждает человеческое зло и Который ведет Свою Церковь и будет ее вести. У нас есть обетование Христа о том, что врата адовы не одолеют Церковь. Мы глубоко убеждены в том, что Церковь будет до скончания века существовать. И когда закончится земная история этого мира, то Церковь перейдет в мир иной, те люди, которые сейчас существуют здесь, продолжат свое бытие в ином мире.
Мы вообще не отделяем Церковь земную от Церкви Небесной. Именно в этом смысле вера и помогала мученикам претерпевать мучения и идти на смерть, они знали, что смертью жизнь не кончается. Конечно, на протяжении веков территориальные границы Церквей, территориальные границы христианского мира менялись, и сейчас происходит некий передел этих границ. Потому что есть силы, которые заинтересованы в изгнании христианских Церквей из тех регионов, где они существовали веками. Это историческая трагедия разворачивается на наших глазах, но на нее очень многие просто предпочитают закрывать глаза, в том числе и СМИ, и политики.
– Посмотрим более внимательно на Европу. Вы сказали, что Церковь в ином мире существует в другой ипостаси, но в Европе продаются монастыри как недвижимость, храмы перекупаются – сначала, так скажем, под какие-то эмигрантские центры, в том числе даже и депортационные (я был в таких). А потом их заполняют представителями ислама. Фактически мы являемся свидетелями процесса культурного перерождения огромной территории под названием Европа, огромного мира, созданного христианством. Со стороны европейцев, я бы это назвал предательством, а со стороны ислама – настоящая культурная агрессия.
– Предательство, к сожалению, началось внутри западного христианского мира, оно началось с Реформации и продолжается сейчас. Реформация, конечно, не была задумана как предательство, а наоборот как очищение...
– Как модернизация?
– Нет, даже не как модернизация, как возвращение к истокам. Другое дело, что в процессе возвращения к истокам вместе с водой выплеснули и ребенка, то есть какие-то основополагающие элементы Церкви и церковности в протестантском мире оказались утрачены. Но изначальный пафос реформации заключался как раз в стремлении приблизить Церковь средневековую к апостольскому идеалу.
Сейчас же происходит такая либерализация протестантских общин, которая выхолащивает из них самое основное, которое делает их практически не отличимыми от секулярного мира. Сейчас есть такие протестантские общины, где например, благословляются однополые браки, где гомосексуалисты становятся епископами. А где та нравственная планка, которую поставил Христос, которую поставили апостолы? Она фактически забыта. И вот то, что должно быть солью земли, перестает быть солью земли. И такое христианство теряет внутреннюю силу, перестает быть притягательным, а из-за этого пустеют храмы.
– Несколько лет назад начался глобальный проект в Исландии: в исландских горах, где постоянная температура, роют глубокие штольни, там поддерживается нужный микроклимат для сохранения семян. Свозят семена со всего мира и роют такой глобальный банк, на случай какой-то там атомной войны и чего еще. Чтобы сохранить жизнь на планете, и ее в свое время таким образом воспроизвести. Не кажется ли Вам, что в таком случае Русское Православие могло бы быть вот таким животворным семенем для всего христианства, для того, чтобы воспроизвести мощь нравственного, духовного движения в мире? И идет ли этот процесс?
– Сила Православия заключается в том, что вопреки веяниям времени, вопреки моде, Православная Церковь сохраняет то изначальное учение Христа и апостольское учение, которое легло в основу бытия Церкви. Это то, что помогало Церкви выживать в самых трудных обстоятельствах. Именно об этом Христос говорил, что если соль потеряет силу, то ее никак не сделаешь соленой.
Я глубоко убежден, что в Православной Церкви соль еще не потеряла силу, и это несмотря на недостатки отдельных священнослужителей, несмотря на грехи и слабость мирян, которые составляют основное церковное тело. Церковь сохраняет свою святость именно как богочеловеческий организм. Церковь это не общество святых – пока еще это общество кающихся грешников, как говорил преподобный Ефрем Сирин.
Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в праздник Светлого Христова Воскресения – Христос Воскресе, дорогие возлюбленные братья и сестры! В сей святой Праздник праздников, Торжество торжеств я сердечно поздравляю всех вас.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. События, происходящие вокруг Римско-Католической Церкви после ухода на покой Папы Бенедикта XVI, а также дискуссии в православных и протестантских странах постоянно интерпретируются как кризис христианства.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.