Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В 1875 году в семье священника Владимирской губернии Василия Беляева родился сын. Младенца нарекли Петром.
После окончания духовной семинарии Петр некоторое время работал учителем в церковно-приходской школе Преображенского погоста Вязниковского уезда Владимирской губернии. С 1895 года служил псаломщиком в храме Успения Божией Матери в селе Карачарове, что вблизи города Мурома. Именно отсюда, по преданию, вышел русский богатырь, впоследствии схимонах святой Илия Муромец.
В это же время юноша женился, супругу его звали Зинаида Константиновна; у них родились трое детей. Из архивных документов известно, что многие екатеринбургские священнослужители с фамилией Беляев были выходцами из Центральной России – Новгородской и Владимирской губерний. Возможно, родственные связи, возможно, какие-то другие причины заставили отца Петра переехать в Екатеринбургскую епархию. 9 декабря 1897 года епископ Екатеринбургский и Ирбитский Христофор (Смирнов) определяет учителя Петра Беляева, согласно его прошению, священником к Прокопиевской церкви села Неонилинского Шадринского уезда. В селе была земская школа, где отец Петр преподавал Закон Божий детям. Уже через полгода, 24 апреля 1898 года, он был перемещен, согласно прошению, к Казанской церкви Каслинской женской общины в заимке Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Община сестер была бедной. В 1895 году на собранные пожертвования частных лиц и самих сестер было приобретено усадебное место и построен дом со всеми необходимыми надворными постройками, который позже занимали священники, служившие при обители, в нем жил со своей семьей и отец Петр Беляев. Будучи единственным священником при каслинском Казанском храме, он окормлял общину из более чем 100 сестер, а на момент перевода ему не исполнилось и 24-х лет.
Со временем Каслинская монастырская заимка была преобразована в самостоятельную общежительную женскую общину. Произошло это по указу Святейшего Синода 21 февраля 1901 года. Несомненно, что немалую роль в преобразовании Ново-Тихвинской заимки в самостоятельную общину сыграл отец Петр Беляев. И в благодарность за труды 8 марта 1901 года отец Петр был награжден набедренником.
Три года спустя после получения самостоятельности Каслинская женская община разрослась до того, что была готова получить статус монастыря, и 13 мая 1904 года, по указу Святейшего Синода, Казанская Богородицкая община была преобразована в Казанский Богородицкий женский монастырь. Все это время духовником сестер оставался отец Петр.
Даже после преобразования общины в монастырь и увеличения забот по окормлению сестер отец Петр не оставлял преподавательской деятельности сразу в нескольких школах в Каслинском заводе.
В сентябре 1904 года в Каслях заботами отца Петра была открыта первая в епархии двухклассная женская школа для подготовки учительниц народной школы.
Кроме заведования школой и преподавания Закона Божия, отец Петр преподавал во втором классе линейное черчение и общую церковную историю по 11 уроков в неделю. В 1905 году он получил благодарность как законоучитель, наиболее ревностно относящийся к церковно-школьному делу. Можно только удивляться, как священник справлялся. Правда, со временем отец Петр все же сделал выбор – подал документы на перевод к приходской Успенской церкви. 17 августа 1905 года священник Казанской церкви Казанско-Богородицкого женского монастыря Петр Беляев был переведен к приходской Успенской церкви Каслинского завода, а священник Успенской церкви был переведен на его место – в Казанский женский монастырь. Переведясь к церкви Успения, отец Петр посвящает себя устройству двухклассной школы.
За заслуги по церковно-школьному делу Преосвященный Владимир, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, наградил заведующего законоучителя Каслинской двухклассной школы скуфьей, а 31 декабря 1908 года – Архипастырским благословением с выдачей грамоты.
К началу XX века население прихода составляло более 8000 человек. Кроме православных жителей, здесь проживало более полутысячи старообрядцев-беспоповцев. В Каслинском заводе был открыт противораскольнический комитет, членом которого был отец Петр. Священномученик по мере сил боролся с расколом: устраивал публичные диспуты со старообрядцами, вступил в члены миссионерского общества, в 1909 году вступил в братство Святого Праведного Симеона Верхотурского.
После перевода из монастыря в приход, с 1905 по 1911 год, отец Петр был поставлен на должность заведующего Каслинским башкирским приютом. Приют этот имел своей задачей воспитание и обучение детей мусульман русской грамоте, с целью приобщить их к русской культуре и расположить к Православной вере.
В 1910 году с приездом в епархию нового архиерея, епископа Митрофана (Афонского), был усилен надзор за епархиальными школами; епископ лично следил за церковно-школьным делом. В 1910 и 1911 годах епархиальными наблюдателями по Каслинской женской школе была выявлена масса замечаний, которые привели к тому, что заведующий школой отец Петр и двое из четырех учительниц были уволены. В мае того же года его уволили с должности заведующего башкирским приютом.
С приездом нового Владыки, Преосвященного Серафима, отношение к отцу Петру снова изменилось к лучшему.
Наступили страшные времена гражданской войны. Большевики всевозможными способами старались отвратить людей от Церкви. Но не все жители Каслей с равнодушием или одобрением слушали призывы большевиков, – напротив, когда начались гонения, многие из них, в отличие от жителей других горнозаводских городов и поселков, сплотились вокруг Церкви, храмы едва вмещали молящихся.
С началом восстания белочехов начались и возмущения населения против власти местных советов. Антибольшевистское народное восстание вспыхнуло в Каслинском заводе. Естественно, красноармейцы считали руководителями таких восстаний представителей духовенства.
Вот какие сведения приводятся о мученической гибели отца Петра в одной из газетных статей: «Утром в день ареста он отпевал покойника и после Литургии проводил до кладбища, хотя это было далеко не безопасно, так как в разных местах за заводом была перестрелка между Красной армией и дружиной. По приезде с кладбища он вскоре был арестован». В ночь на 4 июня он был расстрелян, но штаб Красной армии не хотел сознаться в преступном деянии, и утром матушке, принесшей хлеб отцу Петру, было объявлено, что отца Петра увезли в Екатеринбург. Тело отца Петра было найдено, когда Касли были отбиты у большевиков белыми.
Белогвардейцы, войдя в Касли, увидели более 30 невинно убиенных жителей, многие трупы были ужасно изуродованы, тело отца Петра обнаружили одним из первых. Горожане решили совершить совместное их погребение. Вечером 6 июля 1918 года была отслужена соборная заупокойная Всенощная в церкви Успения Божией Матери, где стоял гроб одного из первых убитых, священника Петра Беляева. Утром была совершена заупокойная Литургия в том же храме и по окончанию ее – звон на соборе. Священномученик Петр Беляев был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года.
Об оправдании веройОбратимся к тексту Послания апостола Павла к Римлянам. Первая глава, 17-й стих: «В нем (то есть в благовестии о Иисусе Христе) открывается правда Божия от веры в веру
Епископ Канский и Богучанский ФиларетДата рождения: 14 августа 1975 г. Дата хиротонии: 24 марта 2012 г. Дата пострига: 7 декабря 2003 г.По окончании средней школы, по благословению епископа Тверского и Кашинского Виктора, направлен на обучение в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1995 г.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.