Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Обратимся к тексту Послания апостола Павла к Римлянам. Первая глава, 17-й стих: «В нем (то есть в благовестии о Иисусе Христе) открывается правда Божия от веры в веру, как написано, праведный верою жив будет, ибо открывается гнев Божий с Неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». То есть во Христе, в Мессии единственная правда – никакой другой правды нет. Вера, по мысли апостола Павла, предполагает и познание, и соединение, и дар Святого Духа. Все это – свидетельство единства Бога и человека. Вера во Христа сама по себе есть дар Божий человеку, как он напишет в Послании к Ефесянам. Вера есть дар благодати. Если человек воспринимает этот дар и живет в соответствии с ним, то благодать преумножается и единство становится все полнее, вовлекая все силы, всю широту человеческую в плен Божественной любви, в единение с Богом.
Таким образом, апостол Павел в первой главе говорит, что Христос есть единственная Правда, и только вера в эту правду делает человека праведным, только вера является оправданием для человека. Другого способа достичь праведности для человека нет. Апостол ссылается еще на текст Книги Ветхого Завета – пророка Аввакума, где сказано, что праведник верою жив будет. То есть праведник живет не своей праведностью, а тем, что он верит в Бога.
Для израильского народа, для пророческого свидетельства была важна не вера в Бога вообще, а вера в обещанного Спасителя, в Мессию, Того, Кто придет и примирит человека с Богом; этой верой жил всякий праведник народа. Вера в грядущего Мессию, как мы знаем, хранилась (хотя и в очень умаленной форме) и за пределами израильского народа, но именно верой в грядущего Спасителя и Искупителя жил всякий праведник еще до того, как пришел Спаситель.
Иов, не принадлежавший к израильскому народу, говорит: «Я знаю, Искупитель мой жив» и этим свидетельствует, что и он знает о грядущем искуплении, о грядущем Мессии и верит, что Искупитель придет и восставит плоть его, то есть воздарит ему воскресение, и начнется иная жизнь – если человек даже за пределами израильского народа имел такое знание об искуплении, стало быть, внутри его это знание было еще полнее, насыщеннее. Именно вера в грядущего Искупителя и сообщала человеку праведность. То есть получается, что вне Мессии, вне Христа одна сплошная неправда. Только Бог, явившийся во Плоти, Христос, Мессия, только Он Правда. И Страшный Суд, по мысли апостола Павла, есть как раз открытие, обличение того, что все вне Его – неправда; всякий, кто верит, что Он есть Правда, тот – праведник; всякий, кто не верит, пребывает в неправде. Таким образом, получается, что на языке и Ветхого Завета, и апостола Павла праведник есть тот, кто верит, и если праведник не верит в грядущего Искупителя и Мессию (в данном случае, не верит в пришедшего Искупителя и явившегося Мессию), то он не праведен, кем бы он себя не мнил.
И наоборот, обращающийся к вере грешник, уверовавший в своего Искупителя и Спасителя, тотчас же обретает праведность, как мы видим это ярче всего в эпизоде благоразумного разбойника, уверовавшего в Правду, распятую рядом с Ним на Кресте, и через эту веру получившего оправдание.
Понятно, что мы все несколько иначе воспринимаем собственную нашу веру и праведность, и каждый из нас в силу этого немножко фарисей. Каждому из нас кажется, что мы праведны какими-то своими делами, можем оправдаться какими-то нашими подвигами: «Господи, я столько молился, Господи, столько постился, спаси меня – я так служил Тебе в этом храме, столько пожертвовал времени, средств на строительство того или другого». Но это все не приносит оправдания, ничего не дает человеку.
Дает человеку спасение не то, что мы сделали для Христа, – спасение дает только вера в самого Христа. То, что мы делаем, мы делаем по вере, и если сделали по вере, то какая нам за это награда? Как говорит Христос в Евангелии, давая образ Своим ученикам: «Если сделали все, что вам повелено, скажите: мы рабы ничего не стоящие, то, что должны были сделать, то сделали». И апостол Павел говорит на исходе своей жизни: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его»...
А когда его спрашивают «зачем ты благовествуешь? Во имя чего?», он отвечает: «…если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании» (1 Кор 9, 15–17).
Все просто: если мы надеемся оправдаться своими делами, а не верой, если мы в собственных молитвах, когда нам тяжко и трудно, приводим как аргумент, какие сделали великие (или не очень) дела ради Бога, мы на самом деле заблуждаемся. Надо просто поверить, что Он есть наша Правда.
Урок избранничестваСегодня речь пойдет о царе Давиде. Но прежде чем перейти к истории и личности царя Давида, необходимо прояснить вопрос, как Священное Писание относится к царской власти.Вспомним: когда народ приходит к Самуилу
Собор Екатеринбургских святыхВ 1875 году в семье священника Владимирской губернии Василия Беляева родился сын. Младенца нарекли Петром.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.